Обгон паровозиком — все, что нужно знать водителям

Обгон паровозиком — все, что нужно знать водителям

Судьи разрешили обгон паровозиком? Правда ли, что за него теперь не наказывают?

Обгон сам по себе опасен, поэтому ПДД накладывают на него ограничения. Этот маневр нельзя начинать, если впереди или сзади другой автомобиль уже совершает обгон. К нему также запрещено приступать, если машина впереди объезжает препятствие или если не получится безопасно вернуться назад.

«Паровозик» – это выезд на встречную полосу в паре со вторым автомобилем. Первая машина перестраивается, за ней тут же следует другая. Опережение происходит синхронно, затем оба транспортных средства возвращаются назад.

Судьи разрешили обгон паровозиком? Правда ли, что за него теперь не наказывают? Обгон сам по себе опасен, поэтому ПДД накладывают на него ограничения.

Многие водители считают, что в ПДД нет дословного запрета на «паровозик». В Правилах же не говорится о том, что нельзя совершать обгон одновременно. Споры на этот счет разгорелись с новой силой осенью 2023 года. Тогда Верховный Суд РФ отменил постановление по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Водитель совершил классический «паровозик», за что его лишили прав на 4 месяца. Мужчина прошел три судебные инстанции, и в самой последней все-таки встали на его сторону. Судья, отменивший наказание, опирался на Пленум Верховного Суда РФ № 20 от 2019 года.

Пленум – своеобразное разъяснение. В 2019 году судьи коллегиально изучили ПДД, провели анализ и сформулировали свою точку зрения на трактовку. А теперь посмотрим, что же у них получилось.

ПДД:

Судьи разрешили обгон паровозиком? Правда ли, что за него теперь не наказывают? Обгон сам по себе опасен, поэтому ПДД накладывают на него ограничения.-2

Пленум?

Судьи разрешили обгон паровозиком? Правда ли, что за него теперь не наказывают? Обгон сам по себе опасен, поэтому ПДД накладывают на него ограничения.-3

Почему-то судьи решили, что в ПДД речь идет именно о том транспорте, который уже маневрирует. По этой логике запрещается только обгон обгоняющего. То есть обгонять его нельзя, а следовать за ним “паровозиком” можно. А сам обгоняемый, находящийся непосредственно впереди, маневра не совершает. Однако здесь есть несколько явных противоречий.

Во-первых, когда перед вами совершается обгон, то впереди находятся оба ТС, неважно, на какой полосе. Во-вторых, «обгон обгоняющего» касаемо автомобилей невозможен. Как это сделать – по обочине? Такой маневр могут совершить только мотоциклисты. Вряд ли пункт 11.2 ПДД писался исключительно для них. Очевидно, что авторы Правил имели в виду маневр в целом (где есть обгоняющий и обгоняемый), а не конкретно обгоняющее ТС: если впереди совершается обгон, свою полосу покидать нельзя.

Дальше еще интереснее. ПДД:

Судьи разрешили обгон паровозиком? Правда ли, что за него теперь не наказывают? Обгон сам по себе опасен, поэтому ПДД накладывают на него ограничения.-4

Какая логика здесь? Если позади вас происходит обгон (вас или того, кто позади), маневрировать нельзя. Обгоняющий находится на встречной полосе, он уже рассчитал, в какой промежуток вклинится при возвращении назад (у вас этой информации нет). Пока он не закончил, покидать свою полосу крайне опасно. Казалось бы, смысл этого требования ПДД ясен и понятен. Но что же мы видим в Пленуме?

Судьи разрешили обгон паровозиком? Правда ли, что за него теперь не наказывают? Обгон сам по себе опасен, поэтому ПДД накладывают на него ограничения.-5

Вот так судьи решили трактовать этот момент в ПДД. Но как можно обогнать транспорт, движущийся позади? Если начали обгонять вас, совершить «обгон обгоняющего» получится только тогда, когда автомобиль окажется впереди. Другие варианты вообще сложно представить. Зачем же было так искажать Правила? На этот вопрос нет ответа. После выхода Пленума практикующие судьи получили не разъяснение, а путаницу.

Кстати, судья, который осенью 2023 года отменил наказание за «паровозик», в мае того же года оставил аналогичное постановление без изменения. Вся беда в том, что России нет прецедентного права. Однажды вынесенный вердикт не становится шаблоном для остальных. Каждый судья принимает решение из личных соображений. Как мы видим, даже один и тот же судья может менять свои соображения, наверное, в зависимости от настроения.

ПДД, как известно, написаны кровью. Можно сколько угодно оправдывать «паровозик», но это ошибочный подход. Вы уверены, что первый водитель не решит прервать маневр? А если он затормозит, чтобы принять исходное положение, а тут вы? А если после опережения он успеет вернуться на свою полосу, а вам не хватит какой-то доли секунды и произойдет столкновение?

Наказание за «паровозик» никто не отменял. Есть лишь нашумевшее мнение отдельно взятого судьи. Остальные судьи продолжают лишать водителей прав и назначать штрафы за такие обгоны.

Источник

Оцените статью
Bitnewstoday
Добавить комментарий