Вопросы обеспечения национальной безопасности России в настоящее время и ранее всегда получают большую остроту. Вполне естественно, к числу важнейших факторов национальной безопасности относится и сфера энергетической безопасности страны. Стабильное, эффективное энергообеспечение является залогом экономической, оборонной, экологической и других составляющих безопасности любого государства.
Анализ состояния и оценка перспектив развития отечественной энергетики, проведенные по поручению Совета Безопасности еще в 1994 – 1996 годы группой известных ученых и специалистов, показал неизбежность приближения уже в 2003 –2005 годы массовых катастрофически явлений в связи с неизбежным старением энергооборудования, установленного в России еще по плану ГОЭЛРО.
Переход к рыночной экономике в России повсеместно сопровождался разрушительными процессами старой системы планового ведения всех сфер народного хозяйства. Этой участи фактически не удалось избежать и энергетике.
Как отмечалось в письме Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Б.Е.Немцову № А8-1.1-1810 от 11.06. 1997 г., направленном заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации-начальником Главного контрольного управления В.В.Путиным:
«…Материалы проверки свидетельствуют о двух основных тенденциях в деятельности РАО «ЕЭС России», противоречащих положениям актов Президента и Правительства Российской Федерации: во-первых, последовательно предпринимаются действия, связанные с выводом федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) из под контроля государства и, во-вторых, происходит монополизация оптового рынка путем поглощения других субъектов ФОРЭМ.»
Немцов у Путина
В то время не прекращались попытки изменения правовых актов, в том числе и Указа Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом в условиях приватизации» в интересах частных лиц.
Так в Администрации Президента Российской Федерации находился на согласовании проект указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в отдельные решения Президента Российской Федерации», которым предполагается отменить действующее с 15 августа 1992 года(Указ № 923) положение о запрете приватизации Центрального диспетчерского управления ЕЭС РФ, Объединенные диспетчерские управления, производственное объединение «Дальние электропередачи», проектные и научно-исследовательские институты Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.
Проводимая под предлогом необходимости поддержки развития общей энергетики практически разрушительная политика на теплоресурсы являлась не просто малоэффективной, но пагубной для всех сфер энергопотребления: промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального сектора и даже для отраслей самого топливно-энергетического комплекса.
Задолженности потребителей энергоресурсов достигли уже тогда катастрофических размеров, что привело к спаду производства и остановке действующих мощностей, параличу инвестиционной деятельности.
Нетрудно установить взаимосвязь и взаимозависимость кризисных явлений в энергетике с соответствующими негативными явлениями в промышленности и общей экономике в большинстве регионов России.
Энергетика стала почти главной причиной возникновения потоков беженцев – переселенцев с Севера и Дальнего Востока.
По-видимому, под влиянием сложившейся реальной действительности, 17 октября 2000 года и 23 февраля 2001 года уже даже сам тогдашний глава РАО ЕЭС России А.Чубайс в Государственной Думе сделал заявление о наступлении в нашей энергетике массовых катастрофических явлений в последующих годах.
Хотя наша страна в отличие от многих других стран при наличии огромных запасов собственной нефти, газа и других видов топливных ресурсов способна своими силами решать задачи энергоснабжения и не по тем ценам, что и тогда и ныне.