Член политического комитета Национальной ассамблеи Южной Кореи Ким СУН-ДОНГ разработал и представил законопроект под названием «Закон о поощрении торговли цифровыми активами» (Digital Asset Trading Promotion Act), который включает в себя комплексный план по созданию руководства по развитию и продвижению технологии блокчейн, виртуальных валют и криптобирж, а также по разработке налоговых льгот, мер борьбы с хакерскими нападениями и мошенническими операциями на рынке. Более того, новый законопроект предусматривает создание комитета по торговле цифровыми активами, перед которым будет поставлена задача по решению таких вопросов, как установление стандартов и политик, касающихся криптоактивов, а также координация между соответствующими административными органами.
Как мы писали ранее, государство возлагает большие надежды на DLT-сектор, который должен помочь решить проблемы безработицы и дефицита национального бюджета. Но для этого необходимо создать регулируемое правовое поле, которое будет предусматривать благоприятные условия для блокчейн-проектов. Сам автор законопроекта отмечает существующую на сегодняшний день проблему оттока бизнеса за границу, приводя в пример крупнейшую южнокорейскую криптобиржу Bithumb, которая в октябре продала 50% долю в капитале сингапурскому консорциуму BK Global Consortium.
В пример законодатель приводит Японию, которая уже разработала законодательную базу для институционализации операций с криптоактивами, и США, где инвесторам и трейдерам доступна торговля производными финансовыми инструментами с криптовалютой в качестве базисных активов. Речь, видимо, идет о биткоин-фьючерсах, так как ETF до сих пор находится на рассмотрении SEC, и ждать его одобрения в этом году вряд ли стоит в свете сохраняющейся категоричной позиции председателя Комиссии Джея КЛЕЙТОНА.
Что касается положений нового законопроекта, то в соответствии с ними, к цифровым активам будут относить виртуальный контент, который обладает несомненной ценностью, а именно онлайн-деньги, очки, внутриигровые и виртуальные валюты. При этом операторы, имеющие с ними дело, будут определяться как компании по торговле цифровыми активами. Такие компании должны будут пройти регистрацию в FSC, которая проверит наличие необходимого объема капитала, рабочей силы, компьютерных систем и оборудования. Установление минимального объема резервов в размере 3 млрд вон, или $2,7 млн, должно минимизировать риски клиентов данных компаний. Так, в случае взлома криптобиржи и денежных потерь ее пользователями законопроект предусматривает, что биржа должна взять на себя ответственность и возместить ущерб трейдерам.
К слову, исследование южнокорейских финансовых властей во главе с FSC показало, что криптобиржи подвержены меньшим ML-рискам, чем банки. 27 ноября были обнародованы результаты анализа и оценки рисков национальных финансовых компаний. Несмотря на более совершенные системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, банки оказались наиболее уязвимыми к соответствующим рискам. Это с связано с «большим размером банковского сектора и врожденных характеристик их продуктов и услуг, таких как торговое финансирование, управление денежными средствами и торговля на рынке Форекс», — говорится в докладе.
Более того, исследование показало, что криптовалюты реже используются для финансирования терроризма, нежели традиционные финансовые инструменты.
Однако это не отменяет того факта, что операции с виртуальными монетами подвержены риску отмывания денег, так как мониторинг таких операций в силу их анонимного характера весьма проблематичен. Поэтому южнокорейские регуляторы были вынуждены добавить криптовалюты в список основных девяти факторов, создающих ML-риски.
А если еще учесть, что в период с января 2019 года по февраль 2020 года FATF будет проводить оценку Южной Кореи на предмет ее соответствия международным стандартам в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, то становится понятно, почему государство торопится урегулировать процесс криптоторговли. В отличие от той же Нигерии, где соблюдение банками AML-стандартов от FATF и их право блокировать счета криптобизнеса могут спровоцировать массовый отток фиатных средств криптокомпаний на теневой рынок в руки террористов, Южная Корея больше опасается международных финансовых ограничений и снижения уровня доверия к стране в случае низкой оценки FATF. Можно предположить, что возможные санкции могут носить весьма серьезный характер ввиду того, что страны Большой двадцатки на прошедшедшем саммите в Аргентине включили в итоговую декларацию положение о регулировании цифрового рынка в соответствии со стандартами FATF.