Региональная новость, за которой скрывается практика федерального значения. Город Пермь в рамках Комплексного развития городского наземного транспорта получил 44 современных односекционных трамвая, 30 из которых уже выведены на маршруты. Транспорт оборудован системой климат-контроля, медиапанелями, валидаторами для безналичной оплаты и USB-разъемами для зарядки. Помимо новых трамваев в городе начали курсировать и 16 современных и высокотехнологичных электробусов. И это только часть масштабных перемен – в активной фазе находится модернизация трамвайных путей и инфраструктуры.
Фото: ТГ-канал Пермский транспорт
Де-факто транспортная система Перми уже перезагружена. В городе функционируют интеллектуальные транспортные системы, реализованы 7 из 8 модулей цифровой платформы управления общественным транспортом.
Что заставляет на себя обратить внимание в этом кейсе: поставка электротранспорта предусматривалась в рамках концессионного соглашения региона с бизнес-структурами и была рассчитана до 2025 года. Сейчас соглашение реализовано в полном объеме до окончания срока. Столь важную для города логистический вопрос, благодаря сотрудничеству региональных властей и частного бизнеса, удалось решить в кратчайшие сроки, сделав общественный транспорт для пермяков удобнее, эффективнее, и в конечном счете дешевле (в том числе благодаря оптимизации маршрутной сети и более современному транспорту). Причем к переустройству были привлечены и сами пермяки. Именно они решали, какие маршруты необходимы, а от каких нужно избавиться (тем самым сократив нагрузку на инфраструктуру и парк).
Это важный пример проектов, реализованных через механизм концессии (в более широком понимании – государственно-частного партнерства или сокращенно – ГЧП), который успешно применяется и в других российских регионах. Впрочем, во многих случаях — как и в Перми — мосты между частным капиталом и государственными структурами наводит ВЭБ (конкретно в данном случае по поручению правительства корпорация выполняет роль финансирующей организации, проектного офиса программы, а также её координатора). Организация предоставляет накопленные компетенции: проводит необходимую экспертизу инвестпроектов, оказывает консультативную, правовую поддержку властям, отслеживает реализацию. По сути, участие госкорпорации становится своего рода важным стабилизирующим фактором, что в нынешних условиях является крайне важным сигналом для частного инвестора, ценящего предсказуемость и результат.
Механизм ГЧП бизнесу интересен. В условиях текущей жесткой денежно-кредитной политики даже крупные компании ограничивают свои инвестиционные планы. Проекты ГЧП, в которых участие государственного заказчика позволят снизить риски и повысить финансовую устойчивость проекта, являются своеобразным «win-win»: предприниматели получают проект с понятной окупаемостью, регион – необходимую инфраструктуру или промышленный объект, национальная экономика – дополнительные рабочие места и налоги. В перспективе именно ГЧП может стать столь необходимым «стартером» для заявленной трансформации экономики России.
Согласно данным рейтинга качества жизни в городах России, который ежегодно составляется в Финансовом университете при Правительстве РФ, Пермь сегодня входит в число городов с достаточно высокими показателями качества жизни. И это благодаря усилиям по развитию города, прилагаемым региональными властями в сотрудничестве с внешними инвесторами.