Профильный Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддержал и рекомендовал к принятию в Верхней палате парламента закон, который легализует в России деятельность по добыче криптовалют. Ожидается, что сенаторы рассмотрят его 2 августа. Закон был создан группой депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.
Фото: Global Look Press
Накануне Госдума одобрила нормативные акты, легализующие майнинг в России и разрешающие использовать криптовалюты в расчётах с другими странами. Цифровые монеты теперь смогут добывать индивидуальные предприниматели, включенные в специальный реестр, а также простые россияне, при условии соблюдения лимитов потребления электричества. В уполномоченные органы все майнеры будут обязаны предоставлять информацию о криптовалюте. При этом рекламировать цифровые монеты и способы их добычи запрещено, чтобы неподготовленные граждане не попали в лапы мошенников. По словам аналитиков BitRiver, введение отрасли майнинга в правовое поле несет ряд положительных эффектов для экономики страны: рост инвестиций в основной капитал, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет…
Однако некоторые аналитики указывают и на возможные отрицательные последствия, которые способны возникнуть из-за регулирования майнинга. «Слабые стороны могут включать потенциальную возможность увеличения энергетической нагрузки на страну и возможные проблемы с регулированием и контролем деятельности майнеров», — отметил основатель компании «Страховой брокер AMsec24» Антон Мельцов.
Как отметил исполнительный директор Tehnobit Александр Пересичан, ранее в законодательстве не было понятий майнинга или оператора майнингового пула, из-за этого у добытчиков криптовалют были сложности с легализацией доходов, полученных от продажи намайненных монет. Сейчас сделан важный шаг в сторону легализации, хотя принятый закон и потребуют еще дополнительных поправок, касающихся налогообложения и бухучета. Но в законе есть несколько спорных пунктов, которые не очень понравились даже самим майнерам. Во-первых, в нем прописана возможность введения запрета на майнинг в отдельных субъектах РФ по решению правительства. Это сделано для того, чтобы майнинговые предприятия не перегружали систему энергоснабжения отдельных регионов. Но майнеры опасаются, что это может коснуться наиболее популярных у майнеров территорий — Иркутской области, Хакасии, Красноярского края, где наименьшая стоимость электричества.
Во-вторых, согласно принятому закону, майнеры должны будут отчитываться о количестве добытой криптовалюты, адресах ее хранения, следить за тем, чтобы она не использовалась для отмывания денег и финансирования терроризма. Получается, что майнеры будут обязаны проверять, кому они продают монеты, и как затем эти монеты используются. Это сопряжено с усложнением процесса реализации добытых криптовалют. Возможно, майнинговые предприятия будут вынуждены нанять профильных специалистов, чтобы проводить тщательную проверку сделок купли-продажи. Если крупным майнерам это под силу, то малые и средние участники рынка могут столкнуться с резким повышением производственных расходов. А что будет, если покупатель монет окажется недобросовестным? Ответа пока нет. Также неясно, каким образом майнер сможет отчитываться о продаже криптовалют на зарубежных площадках, ведь большинство добытых в России монет сейчас реализуется на внебиржевых площадках за границей, отметил Пересичан.
Важный вопрос — как легализация майнинга отразится на жизни россиян. «Новый закон может повлиять на жизнь тех, кто занимается майнингом или использует криптовалюту, он может создать новые рабочие места и способствовать развитию экономики», — считает Мельцов. По словам же Пересичана, для обычных граждан мало что изменится. Их не предполагается допускать к торгам криптовалютой, которые планируется запустить под контролем ЦБ РФ с 1 сентября: там будут только квалифицированные инвесторы, причем не все, а ограниченное число. Не исключено, что список таких инвесторов будет держаться в секрете, чтобы исключить санкционное давление на них.