Страны «Большой семерки» хотят выделить кредит Украине на сумму порядка $50 млрд из прибыли, которую им приносят заблокированные активы России. Об этом заявила министр финансов США Джанет Йеллен на слушаниях в комитете по ассигнованиям сената. Американцы также оказывают давление на своих коллег из ЕС, где министры финансов проведут видеоконференцию по предложению G7 использовать активы ЦБ РФ, замороженные на Западе. Как Россия может ответить на столь откровенное попрание всех международных норм?
Фото: Геннадий Черкасов
Возможность оказания помощи Украине за счет прибыли от заблокированных активов России в США и ЕС обсуждается не первый год, но именно в последние несколько месяцев заявления политиков обрели очертания принятого решения. Выступая в сенате, Джанет Йеллен откровенно сообщила, что идет обсуждение возможности предоставления Украине «кредита от G7 и использование непредвиденной прибыли (с замороженных активов России. – «BitNewstoday.ru») для погашения тех кредитов, которые будут предоставлены». Одновременно агентство Reuters сообщило, что министры финансов ЕС проведут видеоконференцию по предложению G7 использовать активы ЦБ РФ, заблокированные на Западе, чтобы позволить Украине быстро получить кредит в размере около $50 млрд — эта сумма была упомянута Йеллен в качестве возможного размера помощи Киеву после встречи министров финансов G7 23-25 мая в Италии.
Напомним, что Совет ЕС ранее принял постановление, обязывающее все финансовые институты Евросоюза, в которых заморожено более 1 млн евро российских активов, начать дважды в год перечислять доходы от их реинвестирования Еврокомиссии (ЕК), которая затем направит 90% этих средств на оружие для ВСУ, а 10% — на программы экономической помощи Киеву. Таким образом может быть собрано 2,5-3 млрд евро в год. Первое изъятие намечено на июль. А всего в ЕС заморожено около 210 млрд евро суверенных российских активов. «В G7 прекрасно понимают, что у Украины уже нет денег, чтобы гасить новые кредиты, — говорит директор по коммуникациям BitRiver, экономист Андрей Лобода. — Остались разве что скудные доходы от транзита российского газа, да и те скоро прекратятся. И на Западе пытаются фактически забрать себе доходы от украденной российской собственности, при этом предоставляя Украине «помощь» в кредит».
В законодательствах почти всех стран мира, тем более — самых развитых, гарантирована неприкосновенность права собственности. Как указал основатель консалтинговой группы vvCube, юрист Вадим Ткаченко, в отношении стран действует публичное право: у государств не может быть изъято имущество, кроме очень ограниченного числа случаев. Однако на Западе, как видно, изо всех сил пытаются собственные юридические нормы обойти, что ставит под вопрос возможности России отстоять свои активы через международные суды, подконтрольные правящей верхушке ЕС и G7.
Видя такой настрой, власти нашей страны уже пообещали соразмерный ответ. Как напомнил доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Денис Перепелица, президент Путин уже подписал соответствующий указ о возможности конфискации активов компаний и граждан стран ЕС и США, находящихся на территории России — в качестве компенсации за причиненный ущерб нашей стороне. Нашим недругам явно есть что терять. В нашей стране продолжает работать «дочка» американского «Ситибанка», активы которого на 1 апреля 2024 года составили 0,6 трлн рублей, и «Дж. П. Морган Банк Интернешнл» с активами 0,2 трлн рублей. Ведут свой бизнес такие компании из США, как «Филипп Моррис» (крупнейший производитель табака), «Пепсико Холдингс», косметический гигант Procter&Gamble. Присутствует в нашей стране и европейский капитал: несмотря на санкции, работают «дочки» итальянской группы UniCredit и австрийской Raiffeisen Bank International. Все эти структуры получают хорошую прибыль получают на российском рынке.
Но помимо зеркальный мер, предложенных президентом, Россия может также нанести удар по имиджу Запада в целом. «Ситуация с замороженными активами России влияет на настроения крупных держав, — указал член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. — Уже Индия возвращает себе золото из Великобритании». Все то, что творят власти Запада в отношении российских активов — это сильнейший удар по статусу доллара и евро как мировых резервных валют, а также всех западных стран как «тихой гавани», способной спасти инвестиции во время кризиса. Вот на это и нужно постоянно указывать России, считает инвестиционный советник Юлия Кузнецова. Получается, что в экономику США нельзя инвестировать, поскольку по их прихоти можно лишиться своих вложений.