Президент России подписал закон, уточняющий систему повышенной оплаты за труд сверх нормы. Можно считать, что этот документ касается большого количества россиян. Планы на ближайшую перспективу власти строят большие. А вот кому их претворять в жизнь – неизвестно, на рынке труда острая нехватка кадров. Остается одно: сверхурочные работы, которые будут оплачиваться звонкой монетой.
Фото: kremlin.ru
Документ был разработан правительством во исполнение постановления Конституционного суда.
Согласно закону, сверхурочная работа будет оплачиваться в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Включая компенсационные и стимулирующие выплаты: за первые два часа работы не менее, чем в полуторном размере. А за последующие часы – не менее, чем в двойном размере.
Как известно, безработица в России по итогам 2023 года находится на рекордно низком уровне: 2,8%. Буквально все сферы деятельности нуждаются в кадрах. Эксперты прогнозируют, что к 2030 году рост дефицита на рынке труда увеличится до 2-4 миллионов человек.
Альтернативы особой и нет. В данной ситуации – самое время «заколачивать» деньги, нарабатывая сверхурочные часы.
Даже РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) официально поставил вопрос об изменении норм Трудового кодекса и разрешить применять в большем объеме сверхурочные работы.
Член Совета Конфедерации труда России, бывший замминистра труда РФ Павел Кудюкин считает, что это экстенсивный путь развития.
— Вместо внедрения современных технологий, — поясняет он, — мы идем по пути наименьшего сопротивления, увеличиваем трудовую нагрузку на граждан. Тогда как использование инновационных решений позволило бы нам выполнять большой объем меньшими силами.
Здесь два аспекта: первый — как сверхурочные работы регулирует законодательство? И как обстоит на самом деле?
Законом четко определено, что оплата первых двух часов переработки оплачивается не менее, чем в полуторном размере. А если более двух часов, то в двойном.
Такие требования работодателям выдвигаются, чтобы у них не было стимула широко пользоваться сверхурочкой, чтобы ему это было экономически невыгодно.
Второй момент – далеко не все работодатели эту переработку оплачивают. На то есть вполне законные уловки. Например, реальная переработка не считается сверхурочкой, если это внутреннее совместительство. То есть, оставаясь на рабочем месте после 8 часов работы, специалист добровольно принимает на себя дополнительные обязанности.
Это, конечно, фикция. Человек выполняет свои обязанности с увеличенным рабочим днем.
Такая система особенно распространена в бюджетной сфере – в здравоохранении и образовании. Там по 1,5-2 ставки и это не считается сверхурочкой и, естественно, не оплачивается в повышенном размере.
Торговля и сфера услуг – то же самое, рабочий день часто продолжается по 12 часов. Применяются какие-то накопительные режимы, что-то считается, но можно сказать – без какой-то ощутимой дополнительной оплаты.
— После закона, подписанного президентом страны, ситуация с оплатой переработки изменится? Ведь в нынешних условиях это серьезный стимул к производству материальных ценностей.
— Не уверен. Строгость законов в нашей стране, как известно, компенсируются необязательностью их исполнения.
— Но в таком случае работник, наверное, за нарушение своих прав может пожаловаться в профсоюз?
— Может и в профсоюз, и в трудовую инспекцию, и в суд. Но мы понимаем, что после этого он недолго проработает.
Трудовое законодательство и права работников сплошь и рядом нарушаются. Предполагаю, что принципиально со сверхурочными в стране тоже ничего не изменится.