Минтруд оценил число занятых в тени россиян. По итогам прошлого года их набралось, ни много-ни мало, 9,6 миллиона человек. По сути дела, каждый 7-й гражданин трудоспособного возраста получает зарплату в конверте. Примечательно, что такое масштабное исследование ведомство провело впервые в современной России: ранее не было методики подсчета тех, кто не показывает свои доходы.
Фото: Роман Орлов
А оказалось, что все гениальное — просто. Минтруд взял общее число неработающего трудоспособного по возрасту населения — из застрахованных по полису ОМС. Потом из этих миллионов вычли тех, кто не работает по объективным причинам — студентов, инвалидов, официально зарегистрированных безработных и некоторые другие категории. В сухом остатке как раз и получили тех, кто, по идее, должен работать, но почему-то нигде не числится, не значится и не светится.
Вот таких несознательных граждан в минувшем году насчитано 9,6 миллиона человек. Они, по подозрениям чиновников, получают от работодателей зарплаты в конвертах и не платят ровным счетом никаких налогов и взносов в социальные фонды. При этом благополучно пользуются поликлиниками и прочими социальными благами наравне со всеми остальными гражданами. Между тем, по мнению исследователей, из-за теневой занятости ВВП ежегодно недополучает около 10%.
Как вывести этих работников из «тени»?
— Хорошо, что Минтруд наконец обратил внимание на это явление, — считает кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев. — Готов считать данные о 10 миллионах близкими к истине. Хотя ранее ученые-энтузиасты насчитывали в теневом секторе экономики 15 и даже 18 миллионов человек. Однако и 10 миллионов для нашего 70-миллионного рынка труда — огромная цифра, которая наносит колоссальный ущерб экономике страны.
— В чем же заключается этот ущерб, ведь не каждый готов работать на государство?
— Да, многие у нас в открытую заявляют, что государству ничем не обязаны и ничего платить не будут. Вот им нужно напомнить, что границу страны охраняют пограничники, в поликлиниках врачи лечат их родителей, а их детей учителя учат в школе… Все это бюджетники, от содержания которых всеми правдами и неправдами устраняется «серая зона». При этом еще считают себя самыми умными, потому что работают на свой карман.
— Какие же конкретно потери несет наша экономика от этой 10-миллионной армии «теневиков»?
— Каждый 7-й работоспособный гражданин занимается не пойми чем… Находятся некоторые деятели, которые не видят в этом особой проблемы, дескать, люди все равно при деле, занимаются производством продукта. Все это детский лепет. Они выпускают товары, которые не учитываются в ВВП — валовом внутреннем продукте. Что занижает наши макроскопические показатели.
Далее, возьмем неуплату налогов. Этим занимаются как физические лица со своим НДФЛ, так и работодатели, которые не подают сведений о зарплатах в конверте в социальные фонды и ОМС. По-простому это называется воровством средств из бюджета. Пускай физическое лицо не уплатило в казну символическую сумму. Но умножьте ее на 10 миллионов и увидите масштабы потерь.
Кроме того, на фоне «серой» занятости» появляются теневые конторы и фирмочки, типа «Рогов и копыт», которые обналичивают деньги, неизвестно каким образом заработанные. Тем самым, создают питательную среду для коррупционной составляющей.
Это настоящий подрыв экономики — с какой стороны ни посмотри.
— Сейчас мы знаем примерное количество тех, кто прячется от уплаты налогов. Но как вести с ними борьбу?
— У нас для этого есть и законы, и санкции — как к работодателям, уклоняющимся от уплаты, так и к физическим лицам. Если этих мер недостаточно, давайте принимать новые, более суровые. Скажем, уплата штрафа за недоимку налогов в 10-кратном размере…
Надо усилить борьбу с фирмами, которые обналичивают доходы. Если на сей счет нет уголовной статьи или какого-нибудь сурового наказания — нужно такие меры срочно вводить в законы. А для начала было бы полезно запретить рекламу адвокатских контор, которые советуют, как юридически безупречно не платить налоги. Этот бизнес в «умелых руках» процветает… Без всякого преследования со стороны государства, будто так и должно быть.