Как без ошибок повернуть направо на многополосной дороге? В каком ряду водитель должен оказаться после смены траектории? Как поступить, если на дороге возникло препятствие, которое мешает маневру?
Существуют ли прямые запреты
При движении по прямой водитель подвергается наименьшей опасности. А вот при маневрировании риск столкновения возрастает. В связи с этим к поворотам предъявляются особые требования. В российских Правилах дорожного движения данный момент регулируется главным образом пунктами 8.5, 8.6, 8.7, 9.8. Пункт 8.6 гласит, что:
- в процессе поворота направо автомобилист обязан не допустить выезда на встречную полосу;
- во время всего маневра транспортное средство должно быть максимально приближено к правой кромке проезжей части.
Аналогичные требования прописаны в Венской конвенции о дорожном движении, разработанной в 1968 году. Этот документ до сих пор является основополагающим (опираясь на него, страны-участники разрабатывают собственные ПДД). При повороте направо Конвенция предписывает водителям действовать по следующей схеме:
- приблизиться к правому краю проезжей части настолько, насколько позволяет ситуация;
- выполнить маневр по самой короткой траектории из всех возможных.
Итак, время и пройденный во время маневра путь необходимо сократить до минимума. При этом прямого указания на то, что после поворота автомобиль должен оказаться в крайней правой полосе, нет. При необходимости водителю разрешается занять любой ряд, если это поможет ему быстрее покинуть перекресток.
Здесь есть и исключение – участки с реверсивным движением. После поворота на такую дорогу водитель обязан заехать именно в правый ряд. Перед дальнейшим перестроением автомобилист должен посмотреть на светофоры и удостовериться в том, что по другим полосам можно ехать в заданном направлении.
Важные нюансы
Согласно пункту 8.5 ПДД перед любой сменой траектории, будь то поворот или разворот, нужно переместиться в соответствующее крайнее положение. Это требование не относится только к перекресткам с круговым движением, помеченных знаком 4.3 (на кольцо въезжают, исходя из того, в какой съезд затем придется повернуть).
Крайнее положение – не обязательно крайняя полоса. Как перед перекрестком, так и сразу за ним может находиться препятствие (посторонний предмет, сломанный автомобиль и пр.) или припаркованное транспортное средство.
Действия водителя в такой ситуации разъясняет пункт 8.7 ПДД. Он разрешает отступить от требований пункта 8.5 ПДД, если по какой-то причине прижаться к правой обочине перед началом маневра нельзя. Единственное условие при этом – обеспечить безопасность (как свою, так и окружающих). После проезда пересечения проезжих частей тоже необходимо держаться как можно правее.
Ширина полосы бывает разной. Если на ней помещаются два автомобиля, следует расположиться максимально близко к обочине. В противном случае в оставшееся место может попытаться вклиниться кто-то еще.
Иногда справа оказывается выделенная полоса для маршрутного транспорта. Правый поворот нужно совершать с нее, но только в том случае, если перед перекрестком сплошная разметка сменяется прерывистой. Если линия непрерывная, можно проехать только прямо.
А или Б? Пишите в комментариях!