Усилия правительства, направленные на борьбу с ростом инфляции в стране, слабо отражаются на топливном рынке. Цены на основные сорта бензина в оптовом сегменте в конце августа снова приблизились к максимальным отметкам, а в первую половину сентября и вовсе рискуют выйти из под контроля регулирующих ведомств. Причины опасной тенденции заключаются в хитрой политике отечественных добывающих концернов, которые после продления запрета на экспорт готового топлива, снизили переработку углеводородов, увеличив при этом зарубежные поставки сырой нефти.
Фото: Наталия Губернаторова
Вернувшись из отпуска, российские автомобилисты в осеннем сезоне рискуют столкнуться с очередным неприятным сюрпризом. Вопреки мерам, предпринимаемым ответственными за топливный сектор ведомствами, стоимость горючего на внутреннем рынке неуклонно растет и со дня на день готова преодолеть рекордные отметки.
За примером далеко ходить не надо. Котировки АИ-92 на Санкт-Петербургской товарной бирже уже зашкалили за 58,2 тысячи рублей за тонну, что стало максимумом с начала нынешнего года. В свою очередь, стоимость тонны АИ-95 и вовсе приблизилась к историческому рекорду, вплотную подтянувшись к отметке в 77 тысяч рублей за тонну. Как сообщает Росстат, в июле цены производителей на бензин выросли на 25% .
Среди главных причин, влияющих на ценовую динамику в топливной сфере, эксперты по традиции называют сезонные факторы. Потребление горючего растет как со стороны рядовых владельцев автомобилей, так и со стороны предпринимателей, задействующих в своем бизнесе значительные транспортные ресурсы. Только в августе покупки массовых сортов АИ-92 и АИ-95 в розничном и оптовом звене увеличились на 12,9%.
Ситуация на топливном рынке усугубляется летними плановыми ремонтными работами на большинстве отечественных перерабатывающих заводов, а также постоянными атаками украинских дронов на российские энергетические предприятия.
Государственные ведомства со своей стороны стараются стабилизировать ценовые всплески. В первую очередь в ход идут «ручные» законодательные механизмы по ограничению торговли горючим. В частности, в конце июля правительство продлило до сентября, а затем и до конца года эмбарго на экспорт бензина из России. Власти объяснили такой запрет необходимостью обеспечить для внутренних потребителей доступные цены на топливо как в массовом сегменте на АЗС, так и в сельскохозяйственной сфере и в других стратегически важных отраслях экономики, где широко задействованы транспортные средства. Насколько эффективными окажутся вводимые государством меры, покажет ближайшее будущее.
Между тем участники рынка называют и другие обстоятельства, негативно влияющие на стоимость дизеля, мазута и, особенно, бензина. В частности, как отмечается в письме, направленном недавно Российским топливным союзом вице-премьеру Александру Новаку, спрос на АИ-95 в стране растет быстрее, чем производство, а доля продаж этой марки на бирже не соответствует потреблению. В результате, котировки высокооктановой продукции на торговых площадках «идут вверх опережающими темпами».
«С доводами, приводимыми экспертами топливного рынка, нельзя не согласиться, — полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Продление ограничительного режима по экспортным поставкам готового моторного топлива вынуждает крупные производственные холдинги диверсифицировать свою работу для получения наибольшей прибыли».
Статистика подтверждает стремление отраслевых гигантов к укреплению своих доходный составляющих даже в условиях регуляторных правительственных постановлений. В первой половине 2024 года производство бензина в России снизилось на 28%. Характерно, что основное падение переработки — на 23% — пришлось на июнь-июль, когда нефтяники уже поняли, что долгосрочного эмбарго на экспорт готового топлива не избежать.
В то же время зарубежные отгрузки сырой нефти, на которые не распространяются ограничительные меры, отличаются завидным ростом. В середине лета еженедельный экспорт «черного золота» из России вырос до максимальных по сравнению с началом года объемов. По оценке Bloomberg, каждые семь дней из портов нашей страны заграничным покупателям уходит не менее 35 танкеров, в которые загружается более 25 млн баррелей нефти, причем в последние недели прирост поставок составляет примерно 4,5 млн «бочек».
«Очевидно, что ведущие отечественные энергохолдинги в будущем предпочтут придерживаться осуществляемой сейчас тактики, сдерживая собственные перерабатывающие мощности и наращивая экспортные поставки сырой нефти, — предупреждает Суверов. — Следовательно, нашему внутреннему рынку стоит приготовиться к дальнейшему росту цен». По прогнозам эксперта, в розничном сегменте годовое повышение стоимости бензина вряд ли выйдет за пределы инфляции. Главным образом, подорожание топлива коснется крупных потребителей. «Однако не стоит забывать, что последние, скорее всего, заложат дополнительные расходы в стоимость собственных товаров и услуг, поэтому по касательной рост цен на сырьевых биржах ударит фактически по каждому россиянину», — полагает наш собеседник.