По итогам нынешнего года цены на моторное топливо вырастут на величину, сопоставимую с накопленной инфляцией. Такой успокаивающий прогноз на фоне растущих цен на бензин в рознице делает Минэнерго. А буквально накануне правительство сообщило, что продлевает запрет на экспорт этого нефтепродукта до 31 декабря нынешнего года.
Фото: Соцсети
Первоначально эмбарго на вывоз бензина вводилось с 1 марта на 6 месяцев, до 1 сентября. Однако в начале мая запрет сняли, бензиновые реки снова потекли за рубеж.
Получается, что теперь эмбарго опять ввели. Власти объясняют пролонгацию запрета необходимостью обеспечить стабильность на топливном рынке страны в период «сохраняющегося сезонного спроса и плановых ремонтов, проводимых на нефтеперерабатывающих заводах».
Так что же происходит на топливном рынке?
Всякие запретительные меры со стороны властей россиянами воспринимаются как прелюдия к очередному подорожанию. Хотя автомобилистов призывают не беспокоиться. Минэнерго заверяет, что внутренний рынок без топлива не останется. На сегодняшний день товарные запасы по бензину составляют 2 миллиона тонн, по дизтопливу — 3,3 миллиона. Как говорится, хватит и еще останется.
Может, оно и так, но топливо продолжает дорожать третью неделю подряд. Причем темпами, опережающими инфляцию. По оценке Росстата, с начала года по 12 августа бензин в рознице подорожал на 5,95%, тогда как официальная инфляция фиксировалась на уровне 5,11%.
За минувшую неделю, с 5 по 12 августа, литр бензина тоже подскочил в цене: в среднем на 18 копеек. Литр Аи-92 теперь в среднем стоит 53,07 рубля, Аи-95 — 58,17 рубля.
Как же частникам не беспокоиться, если каждый раз на АЗС они видят новые ценники? И уложатся ли цены на моторное топливо в годовую инфляцию, как в этом нас заверяет Минэнерго?
С одной стороны, связь экспорта бензина с его ценами на внутреннем рынке, можно сказать, линейная. В период, когда запрет был временно снят — с мая по середину июля, — оптовые цены на бензин увеличились на 10–30%. А вслед за оптовыми потянулись и розничные.
С другой стороны, возврат к экспортному эмбарго, которое объявило правительство, пока никак не повлиял на топливный рынок. На бирже стоимость бензина не перешла к снижению.
— Ситуация привычная, — считает директор Фонда энергетического развития РФ Сергей Пикин. — Правительство ежегодно требует от нефтяников, чтобы рост цен на топливо не превышал годовой инфляции. Требование правительства не в том, чтобы цены росли как инфляция, а в том, чтобы они ее не превышали. На протяжении по крайней мере 6 лет это правило неукоснительно соблюдается производителями. Были годы, когда по отдельным видам топлива рост цен оказывался существенно ниже инфляции. Даже в прошлом году, несмотря на тяжелые август и сентябрь, цены на моторное топливо уложились в пределы инфляции. Нет сомнения, что так будет и в нынешнем году.
— Но где гарантии? Конечно, прибавка в цене по 5–6 копеек за литр для автомобилиста роли не играет. Однако когда эта прибавка происходит почти каждую неделю…
— Запрет на экспорт — это очень эффективная мера, можно сказать, топливный рубильник. Можно полностью запретить вывоз, внутренний рынок перенасытится, и потребительские цены просто рухнут. Однако ситуация этого не требует, она под полным контролем со стороны правительства.
Здесь еще нужно сказать, что не так уж много бензина мы продаем за рубеж. Это мизерные объемы по сравнению с дизельным топливом. Наш бензин не очень ходовой товар за рубежом.
— Но биржевые цены на бензин пока не снижаются, такого тренда не видно и на АЗС…
— Биржевые торги не всегда соответствуют рознице, которая живет своей жизнью. В 2022 году цены на бирже упали в два раза, а вы видели, чтобы они понизились на автозаправках? АЗС — это отдельная история.
— Год назад под эмбарго попала и солярка. Почему сейчас про нее «забыли»?
— Дизельное топливо — очень большая статья экспорта, его не так-то просто запретить. В сентябре 2023 года был введен запрет на экспорт солярки из-за форс-мажорных обстоятельств, связанных с уборкой урожая. Тогда в некоторых регионах был дефицит этого продукта, а цены на него улетели просто в космос. Сейчас ситуация стабильная.