А почему, собственно, тарифы на жилищно-коммунальные услуги не должны расти? Только потому, что нам, плательщикам, это, естественным образом, не нравится?
Ну, знаете ли, экономика так не работает, чтобы в ней происходило только то, что нам хочется. И таких чудес не бывает, чтобы цены на все и вся росли, а на коммунальные услуги никакого повышения тарифов не было. Но значит ли это, что к тому, как происходит регулирование тарифов на коммунальные платежи, не должно возникать никаких вопросов? Нет, конечно. Вопросы есть, и их предостаточно.
Фото: Алексей Меринов
А почему, собственно, тарифы на жилищно-коммунальные услуги не должны расти? Только потому, что нам, плательщикам, это, естественным образом, не нравится?
Ну, знаете ли, экономика так не работает, чтобы в ней происходило только то, что нам хочется. И таких чудес не бывает, чтобы цены на все и вся росли, а на коммунальные услуги никакого повышения тарифов не было. Но значит ли это, что к тому, как происходит регулирование тарифов на коммунальные платежи, не должно возникать никаких вопросов? Нет, конечно. Вопросы есть, и их предостаточно.
Но сначала о том, что все-таки уже произошло в плане повышения тарифов. С 1 июля 2024 года совокупный платеж граждан за коммунальные услуги в целом по стране вырос на 9,8%. В августе мы уже будем платить по-новому. Это не значит, что по всем регионам и по всем муниципальным образованиям и по всем коммунальным услугам в отдельности был именно такой рост тарифов. Где-то больше, где-то меньше. Но в среднем по стране «коммуналка» действительно выросла почти на 10%. В Москве, кстати, индексация составит 11%. Это, конечно, чувствительный рост тарифов для населения.
И как-то не сильно успокаивает тот факт, что в 2023 году тарифы на коммунальные услуги вообще не индексировались. Да-да, было и такое. Хотя, полагаю, многие удивятся, типа «быть такого не может». Может. Год их и вправду не индексировали. Но правда состоит в том, что в 2022 году их индексировали дважды: с 1 июля на 4%, с 1 декабря на 9%. Более чем 13-процентный рост тарифов за год (индексы надо умножать) — это очень значительно! И это существенно выше инфляции 2022 года, которая тогда составила 11,9%. Поэтому неудивительно, что индексацию в 2023 году было решено не проводить.
Но вот мы уже в 2024 году, и индексация тарифов опять обгоняет инфляцию. Нет, по факту по итогам года она тоже может приблизиться к 9–10%. Но все-таки на конец июня 2024 года инфляция в готовом выражении порядка 9%, и это пока поменьше той средней цифры, на которую проиндексировали тарифы на «коммуналку».
Когда задаются вопросом, насколько экономически обоснованной является индексация тарифов ЖКХ, положительный ответ на него выглядит достаточно убедительно. Ресурсоснабжающие организации всегда предоставляют такую информацию по росту своих затрат, что сомнений не остается: надо индексировать! Но здесь ведь в чем проблема: организации эти, как правило, монополисты, пусть и на локальных рынках. И монополисты они не только поэтому, что, кроме них, никто не предоставит ресурсы. К примеру, не бывает ведь по понятным причинам двух «водоканалов» в одном городке. Монополисты они и на информацию, предоставляемую в качестве обоснования затрат на свою деятельность. Да, конечно, можно и нужно проверять такую информацию, проводить соответствующий аудит. Однако вопрос об обоснованности повышения тарифов все равно остается.
Остается он еще и потому, что сам механизм принятия решений об индексации приводит скорее к более высоким тарифам, чем это могло бы быть.
Работает это примерно так. Представьте, что вы представляете одну из ресурсосберегающих организаций, допустим, теплосеть. Вы работаете не по рыночным расценкам, а по тарифам, регулируемым государством и местными властями. Причем вы прекрасно понимаете из сложившейся практики, что вашу тарифную заявку с очень большой долей вероятности уменьшат (такова уж задача регулирующих органов). В таком случае, при экономически обоснованной индексации тарифов на 5% вы их никогда не будете просить, а попросите повысить тарифы на 10% (по принципу «проси больше — дадут меньше»).
Что делает регулятор, получив ваше предложение с обоснованием необходимости 10-процентного повышения тарифов? Он, конечно, никогда не согласится на эти 10%, но даст, предположим, 7-процентную индексацию и примет соответствующее решение. Причем примет его с чувством выполненного долга. Мол, и ресурсникам помогли, и жильцам.
Вот и получается: ресурсоснабжающая организация довольна, ведь вместо экономически обоснованной индексации тарифов на 5% получена 7-процентная прибавка. Регулятор тоже доволен: сэкономил людям целых 3% — результат налицо. В общем, все довольны, но тарифы растут быстро. А потому все-таки есть недовольные — население.
Да, то, что происходит сегодня, — это ускоренный рост тарифов на коммунальные услуги. Доказательство простое: нынешние параметры индексации тарифов были определены правительством осенью 2023 года, однако за год до этого (также при принятии трехлетнего федерального бюджета) планировалось, что тарифы должны вырасти с 1 июля 2024 года на 6,3%. По факту повышение оказалось существенно выше — 9,8%
Что касается планов по индексации коммунальных тарифов на 2025 год (также с 1 июля), то пока они остаются прежними — рост на 5,7%. Но, честно говоря, с трудом верится, что эти планы получится выполнить. Причина простая: сегодня инфляция достаточно мощно ускоряется. Первоначальные официальные планы по инфляции на 2024 год были в интервале 4–4,5%, на 2025 год — 4%. Именно при таких планах по инфляции были установлены параметры индексации совокупного коммунального платежа граждан. Но инфляция «вышла из берегов». Она, накопленная с начала года, практически достигла 4% уже за полгода. То есть надеялись, что такая инфляция будет по итогам года, а она по итогам лишь 6 месяцев уже достигла целевого годового уровня. Естественно, по итогам всего 2024 года инфляция будет заметно выше той, на которую первоначально надеялись.
Инфляция выше, затраты тех же ресурсоснабжающих организаций тоже намного больше, а значит, грядущая индексация тарифов на «коммуналку» с высокой долей вероятности также превысит первоначальные целевые ориентиры.
Между прочим, и сам рост тарифов на коммунальные услуги сильно влияет на инфляцию, подстегивает ее. Такой замкнутый круг получается: тарифы растут, потому что инфляция ускоряется, а цены растут, потому что тарифы на «коммуналку» повышаются.
Проблема еще и в том, что простых решений здесь нет. Хотя, казалось бы, куда проще: не индексируй тарифы, как в прошлом году, и все! Нет, так не получится. Можно, конечно, попробовать, но не стоит — результат будет только хуже. Само предоставление коммунальных услуг может начать «сыпаться». Не будет средств на уборку территорий, ремонт домов, починку сантехники… Нет, просто обнулить индексацию не выход. А вот создать механизм, в котором конкуренция будет заставлять понуждать предоставлять более качественные и более дешевые услуги, — это вызов для государственных ведомств. Элементы конкуренции внедрить в сфере коммунальных услуг — задачка сложная, над ее решением еще надо работать и работать (например, через механизм концессий). Но решать эту задачу все равно придется рано или поздно. Одним лишь периодическим повышением тарифов все проблемы сферы ЖКХ точно не решить.