Западные государства, потерявшие свои зарубежные владения, хорошо себя чувствовали в Pax Americana. Однако, президент России Владимир Путин и председатель Китая Си Цзиньп хотят «вернуть своим странам давно утраченную имперскую мощь».
Об этом утверждает обозреватель Bloomberg Opinion, заслуженный профессор Школы перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса имени Генри Киссинджера Хэл Брэндс.
«Призраки империи бродят по Евразии. Китай под руководством Си Цзиньпина стремится вернуть себе власть и привилегии великих династий, которые когда-то господствовали в Азии. Президент Владимир Путин передает память и методы знаменитых завоевателей имперского прошлого России. Иран использует доверенных лиц, ракеты и другие средства для создания сферы влияния, охватывающей части старой Персидской империи. Не так давно большая часть мира управлялась империями», — заявил он (цитата по Livejournal).
Брэндс рассказал, что в ХХ веке эти империи разрушились и мир перешел «под власть неформальной империи во главе с США». Сейчас, по мнению обозревателя, Россия, Китай и Иран хотят восстановить свои империи, ведь их «раздражает либеральный международный порядок, которым управляет Вашингтон». При этом Брэндс утверждает, что такие бывшие империи, как Германия, Япония, Великобритания и другие страны якобы «успешно приспособились к современному миру, в конечном итоге преодолели утрату величия».
«Бывшие империи, которые наиболее успешно приспособились к современному миру, в конечном итоге преодолели утрату величия. Германия, Япония, Великобритания и другие страны признали, хотя и неохотно, что они с большей вероятностью будут процветать как члены американской империи, чем пытаясь реанимировать свою собственную. Напротив, сегодня больше всего проблем создают те, кто полон решимости возродить славу – и уладить обиды – прошлого», — добавил он.
Обозреватель отметил, что по европейским стандартам США никогда не были империей. Однако, Вашингтон реализовал другой имперский проект: «Америка взяла на себя основную ответственность за управление мировой экономикой, заключила военные союзы со странами Евразии, превратив некоторые из них, например Западную Германию и Японию, в фактические стратегические протектораты, а также построили созвездие зарубежных военных баз, которые позволили бы им проецировать свою мощь в самые отдаленные уголки Евразии».
«Вашингтон с разной степенью тонкости вмешивался во внутреннюю политику стран от Западной Европы до Юго-Восточной Азии. Он использовал свою непревзойденную мощь, чтобы препятствовать военной агрессии и распространению ядерного оружия, противостоять коммунизму и поддерживать (хотя и выборочно) демократию, а также устанавливать глобальные правила движения в других целях. И благодаря таким компаниям, как Голливуд и Coca-Cola, Америка также достигла культурного доминирования. По своей глобальной мощи и глобальным амбициям США превосходили любую империю прошлого. Этот проект был мотивирован главным образом личными интересами, а именно необходимостью сдержать Советский Союз и иным образом сформировать мир таким образом, чтобы сделать сами США процветающими и безопасными. Более того, как и все имперские проекты, он включал в себя некоторые жестокие, аморальные меры, такие как перевороты, борьба с повстанцами и поддержка некоторых репрессивных правителей в том, что мы сейчас называем Глобальным Югом», — сказал Брэндс.
Обозреватель считает, что Россия, Китай и Иран не смирились с гегемонией США, поэтому пытаются вернуть влияние на исторических территориях своих империй в новых условиях, поставив под угрозу либеральный и неоколониальный порядок Америки.
«Влияние, которого добиваются Россия, Китай и Иран, скромное по сравнению с диктатом, который осуществляют США», — заключил он.
Мнение редакции может не совпадать с позицией Хэла Брэндса