Глава Минфина РФ Антон Силуанов предложил странам БРИКС создать, по сути, новую финансовую систему — альтернативу Бреттон-Вудским соглашениям, которые за 80 лет утратили свою актуальность. По его мнению, страны Запада используют резервные валюты как оружие, Силуанов предложил подумать о новом облике международной финансовой системы. Об этом накануне он заявил на встрече министров финансов и управляющих центральных банков БРИКС, состоявшейся в преддверии саммита в Казани. Насколько реально воплотить в жизнь предложения главы российского Минфина и что мешает созданию новой, единой валюты БРИКС, «BitNewstoday.ru» выяснил у начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего.
Фото: ru.wikipedia.org
— Антон Силуанов заявил, что существующая мировая финансовая система требует модернизации. Роль Международного валютного фонда и Всемирного банка значительно обесценилась и не соответствует финансовым потребностям развивающихся стран. По его словам, «финансовая инфраструктура должна быть равнодоступной для участников международных сообщений, а доходы от этой инфраструктуры должны распределяться справедливо». Страны Запада используют международную финансовую систему и резервные валюты в качестве оружия, и это угрожает не только интересам России, но и другим странам БРИКС. Вы согласны с оценкой главы Минфина?
— В первом приближении ситуация на глобальном валютном рынке выглядит следующим образом: развитые страны выпускают резервные валюты (доллары, евро, английские фунты и иены) и расплачиваются с развивающимися странами этими фиатными, т.е. ничем не обеспеченными деньгами за их товары, а развивающиеся страны накапливают резервные валюты и обязательства в этих валютах. Основные резервные валюты (доллар и евро) являются наиболее популярным средством платежа международной торговли, чему способствует удобная финансовая инфраструктура, контролируемая развитыми странами. Например, международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей SWIFT.
Однако геополитическая дестабилизация разрушает эту сложившуюся десятилетиями картину. Санкции, которые развитые страны все активнее применяют как оружие против развивающихся стран, создают угрозу для гегемонии доллара и евро. В результате применения этого оружия Россия фактически исключена из пространства безналичных расчетов в долларах и евро, а половина ее международных резервов арестована. И это не первый случай в истории. Аналогичные санкции были применены, например, к Ирану.
— К чему это приводит?
— Развивающиеся страны все активнее переходят в международной торговле на расчеты в своих национальных валютах. Также они все активнее используют золото и альтернативные валюты (в первую очередь юань) для пополнения своих международных резервов. Так, в международных резервах России в настоящее время находятся только золото и юани.
Однако золото крайне неудобно как средство платежа, а юань даже не является свободно конвертируемой валютой и, по сути, годен только для торговли с Китаем. Кроме того, даже эту функцию юань выполняет плохо, так как большинство китайских банков отказывается принимать платежи из России.
Поэтому усиление геополитической дестабилизации и ужесточение конфликтов между развитыми и развивающимися странами создает предпосылки для создания альтернативной резервной валюты, которая будет способна конкурировать с долларом и евро в качестве средства международных расчетов.
— Каковы шансы БРИКС её создать?
— БРИКС является одним из наиболее авторитетных объединений развивающихся стран. Неудивительно, что уже многие годы обсуждается вопрос о создании единой валюты в рамках данной структуры наподобие евро — единой валюты ЕС. Однако проблема заключается в том, что БРИКС является аморфным образованием, радикально отличающимся от ЕС. Отсутствует экономическая, финансовая и политическая интеграция. Есть внутри этой структуры и серьезные конфликты. У Китая с Индией напряженные отношения: последний достаточно серьезный военный конфликт был в 2020 году, а вооруженные столкновения были совсем недавно, что связано с отсутствием общепризнанной границы между этими странами в Гималаях.
Китай с 2022 года является ключевым партнером России. Однако ни о каком серьезном товарообороте России с Бразилией и Южной Африкой говорить не приходится: уж больно велики расстояния между нашими странами.
— А как же новые технологии и способы связи? Неужели в 21 веке, когда страны запускают свои цифровые валюты, используют блокчейн и другие чудеса высоких технологий, географическая разобщенность может этому помешать?
— Создать и выпустить в обращение новую валюту — дело нехитрое, а вот сделать ее способной конкурировать с долларом и евро крайне сложно. Без экономической, финансовой и политической интеграции союзных стран эта затея окажется пшиком. Между собой страны — участники союза должны устранить военные конфликты, ликвидировать внешнеторговые барьеры, сформировать единую денежно-кредитную политику. А пока реальность такова, что, например, страны — участники БРИКС могут проводить диаметрально противоположную монетарную политику. Так, в Китае она ультрамягкая, направленная на разогрев экономики, а в России, напротив, крайне жесткая, направленная на охлаждение перегретой экономики и на обуздание высокой инфляции.
— Как же тогда противостоять санкциям?
— Перед странами, попавшими под санкции США и ЕС, и другими развивающимися странами, которым эти санкции угрожают, стоит актуальная задача создания альтернативной системы трансграничных расчетов, неуязвимой по отношению к ограничительным мерам со стороны развитых стран. Создание единой валюты не решает эту проблему, необходимо создание международной финансовой инфраструктуры, обслуживающей трансграничные денежные потоки. Однако существенные элементы такой инфраструктуры могут попасть под санкции и создать угрозу вторичных санкций для участников транзакций. Поэтому альтернативная система трансграничных расчетов будет в значительной степени изолирована от существующей международной финансовой системы, она будет преимущественно обслуживать тех, кто уже находится под санкциями.
Число участников внешнеэкономической деятельности, находящихся под санкциями, стремительно растет, так что такая альтернативная система трансграничных расчетов, несомненно, будет востребована. Страны — потенциальные участники альтернативной системы находятся на «низком старте», однако надо понимать: с проигравшей стороной никто таких проектов строить не будет. Поэтому стороны замерли в ожидании геополитических новостей и пока не выходят на конкретику.
— Может ли их сподвигнуть их на реальные действия саммит БРИКС в Казани?
— Не саммиты, а новые вызовы и угрозы должны подтолкнуть развивающиеся страны на поиск совместного решения проблемы противостояния западным санкциям.