Экспертный совет при Комитете по бюджету и налогам Госдумы не пролил свет на параметры донастройки налоговой системы РФ. Кто из россиян будет платить повышенный НДФЛ и насколько вырастет налог на прибыль для бизнеса, осталось неизвестным. Депутаты пообещали продолжить дискуссию на парламентских слушаниях в четверг: возможно, к этому времени Минфин наконец созреет до того, чтобы раскрыть карты.
Фото: ru.wikipedia.org
Первое публичное обсуждение поправок в налоговое законодательство вызвало в Госдуме настоящий аншлаг. Комната заседаний Комитета по бюджету стала похожа на вагон метро в час пик: депутаты, чиновники и приглашенные эксперты сидели, тесно прижавшись друг к другу, над ними пчелиным роем нависали многочисленные журналисты. В роли машиниста выступил глава комитета Андрей Макаров, который сразу задал направление дискуссии и виртуозно нажимал на тормоза, когда она заходила куда-то не туда. Министр финансов Антон Силуанов жадно пил сырую воду — в помещении и правда было очень душно.
Ключевое слово, прозвучавшее при обсуждении готовящихся изменений, — «справедливость». Все без исключения присутствующие согласились с тем, что главная цель введения прогрессивной шкалы и других новаций — сделать систему налогообложения в РФ более справедливой. Богатые должны платить больше. И при этом видеть, на что власти тратят полученные допдоходы. Впрочем, как правильно заметил г-н Макаров, «справедливость — понятие сложное»: когда безвозмездно отдаешь что-то свое — это всегда кажется не до конца справедливым.
Антон Силуанов, от которого многие (по крайней мере журналисты) ждали конкретику по НДФЛ, ограничился общими выкладками. Глава Минфина пообещал, что «прогрессивная шкала не затронет большинство граждан», а настройки, предусмотренные для бизнеса, не коснутся 95% МСП. Налоговые новации, по его словам, рассчитаны прежде всего на тех, кто много зарабатывает. Тогда как бенефициарами окажется подавляющее большинство россиян. «Полученные средства государство направит на повышение социальных выплат, пенсий, поддержку материнства и детства. А также вложит в инфраструктуру, строительство жилья, дороги и меры поддержки бизнеса», — перечислил Силуанов, уточнив, что на поддержку смогут рассчитывать только те, кто не выводит средства в офшоры и не откладывает на «проедание». Правительство ждет от предпринимателей инвестиций в приоритетные сферы и регионы базирования. Помимо поддержки «хорошему» бизнесу обещана налоговая амнистия. Для этого компании должны продемонстрировать готовность работать «вбелую» и отказаться от дробления с целью минимизации налогов. Скрыться от всевидящего цифрового ока ФНС практически невозможно, предупредил Силуанов.
Представители бизнес-объединений, похоже, уже смирились с неизбежной донастройкой налоговой системы. Возражений с их стороны не прозвучало. И конкретики, впрочем, тоже. По отдельным репликам можно было догадаться, что налог на прибыль будет увеличен, а малый бизнес переведут с «упрощения» на общую систему налогообложения.
Главная просьба предпринимателей к властям: принять все задуманные изменения в весеннюю сессию, но так, чтобы новации вступили в силу с 1 января 2025 года. «Бизнес и граждане должны иметь полгода, чтобы подготовиться», — заявил глава РСПП Александр Шохин. Председатель «Опоры России» Александр Калинин в свою очередь попросил зафиксировать новую систему налогообложения как минимум на 6 лет. Предсказуемость — залог эффективного планирования, объяснил он. Тем не менее без «плача Ярославны», сопровождающего все дискуссии бизнеса с Минфином, не обошлось и в этот раз. Воспользовавшись случаем, предприниматели попросили чиновников упорядочить принятие решений о неналоговых платежах, а лучше «завести» такие платежи в фискальную систему.
«Спасибо, что пригласили к дискуссии народ!» — начала свое выступление на заседании секретарь Общественной палаты Лидия Михеева. По ее словам, Андрей Макаров был не совсем прав, когда сказал, что россияне не любят платить налоги. Возможно, когда-то это было действительно так, но «сейчас мы живем с мыслью о том, что для общего блага нужны общественные усилия». Иными словами: богатые будут только рады заплатить повышенный налог. Другой вопрос, кого власти посчитают богатыми. «Средняя зарплата в Алтайском крае — 40 тыс. руб., а в Москве — 130 тыс. руб. В таких условиях вопрос о справедливой ставке будет непростым», — начала было рассуждать Михеева. Однако г-н Макаров мягко попросил ее обсудить эти и другие нюансы на площадке самой Общественной палаты.
По мнению Калинина, при внедрении прогрессивной шкалы НДФЛ главное — не перегнуть палку. «При высоком уровне люди будут уводить зарплаты в тень и ситуация в налогообложении может откатиться назад», — полагает эксперт. Он также напомнил об обещании властей до 2028 года не менять налог на профессиональный доход (т.е. для самозанятых). Этой системой сейчас охвачены в РФ 10 млн человек.