Доллар и евро перестали быть основными внешнеторговыми валютами России. Об этом заявила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в ходе представления в Госдуме отчета Банка России за 2023 год. Она добавила, что уже две трети экспортных и импортных расчетов производится в национальных валютах. Между тем, доллар на Мосбирже постепенно растет и торгуется все ближе к отметке в 94 рубля. До какой степени может ослабнуть отечественная валюта и где выгоднее держать вклады, «BitNewstoday.ru» рассказал начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Фото: Лилия Шарловская
— Что в настоящее время происходит на валютном рынке?
— На валютном фронте без перемен: доллар более-менее стабильно растет, валютные вклады россиян в отечественных банках сокращаются, а в зарубежных — растут. Продолжаются «детоксикация» и юанизация валютных вкладов.
В среду, 10 апреля, когда глава ЦБ РФ выступала с годовым отчетом в Госдуме, курс доллара пробил уровень 93 рубля и начал штурм высоты в 94 рубля. Курс нацвалюты продолжает медленно, но уверенно ползти к «красной линии» в 100 рублей за доллар.
— И когда же доллар станет таким дорогим?
— С высокой вероятностью уровень 100 будет пробит в 2024 году, как ранее он уже был кратковременно пробит в 2022 и 2023 годах. При этом считаю, что продление указа Президента РФ об обязательной продаже валютной выручки, действие которого заканчивается 30 апреля, может поддержать отечественную валюту.
— Почему рубль дешевеет? Это связано с изменениями во внешней торговле, о которых говорила председатель Эльвира Набиуллина в Госдуме?
— Кроме ухудшения условий внешней торговли, вклад в девальвацию рубля вносит Минфин, который в соответствии с бюджетным правилом покупает иностранную валюту (юани) и золото, в период с 5 апреля по 7 мая на сумму 11,2 млрд рублей ежедневно. Также давлению на рубль способствует индексация социальных выплат.
— А что происходит с валютными вкладами населения в российских банках?
— Они продолжают неуклонно сокращаться. За два года, с 1 марта 2022 года до 1 марта 2024 года, валютные вклады населения в отечественных банках сократились почти в два раза — на $41 млрд, до $44 млрд.
Вместе с тем вклады россиян в зарубежных банках продолжают расти столь же неуклонно: за эти два года они выросли более чем в два раза, на $43 млрд, до $78 млрд. Прямо по Ломоносову: «…ежели в одном месте чего присовокупится, то в другом убудет».
Причем вклады россиян в зарубежных банках продолжают неуклонно расти, несмотря на всяческие препоны, возводимые иностранными банкирами на пути денег россиян из-за страха перед вторичными санкциями. Как в известной пословице про назойливых людей: «Ты их в дверь, а они в окно».
— Получается, за два года более $40 млрд благополучно перетекли с валютных счетов населения в российских банках на депозиты россиян в иностранных банках?
— Увы, именно так. Основная причина перетока валютных сбережений из российских банков в зарубежные — желание уйти от введенных уже более двух лет назад ограничений на валютные вклады. Причем эти ограничения распространяются на вклады и в «токсичных» (доллар,евро), и в «нетоксичных» валютах. Цитирую соответствующий документ ЦБ: «Граждане могут открывать новые валютные счета и вклады, но снять с них средства, пока действует временный порядок операций с наличной валютой, можно будет в рублях». Далее: «Выплаты физическим лицам с валютных вкладов […] в случае поступления валюты с 9 сентября 2022 года осуществляются без ограничений по курсу банка». Другими словами, выплаты в рублях осуществляются по произвольном курсу банка! В пресс-релизе ЦБ от 7 марта сказано: «Банк России продлил еще на полгода, до 9 сентября 2024 года, ограничения на снятие наличной иностранной валюты».
— Однако, несмотря на эти ограничения, вклады в юанях активно растут…
— Действительно, за февраль вклады населения в российских банках в нетоксичных валютах (преимущественно, юанях) выросли на $1,5 млрд, до $24,7 млрд. Так что высокие ставки и рост ликвидности юаня способствует популярности этой эрзац-валюты (юань не является свободно конвертируемой валютой — «BitNewstoday.ru») на российском рынке. У экономистов этот феномен называется эффектом «второго наилучшего».
Конкуренция на рынке вкладов в китайской валюте усиливается. Российские банки предлагают все более высокие ставки по вкладам в юанях, ставки доходят до 5% годовых, тогда как соответствующая ключевая ставка в Китае (China Loan Prime Rate) составляет 3,45% годовых.
Тем не менее, в целом валютные вклады в российских банках сокращаются — приток вкладов в юанях не поспевает за оттоком вкладов в долларах и евро.
— А что с накоплением россиянами наличной валюты «под подушками»?
— Процесс накопления наличной валюты не слишком-то активен. За два года запасы наличной валюты у населения выросли всего на $4,4 млрд — c $92,1 млрд на 1 марта 2022 года до $96,5 млрд на 1 марта 2024 года.
Юань уверенно вытесняет доллары и евро на рынке вкладов, но на рынке наличной валюты россияне продолжают отдавать предпочтение валютам «первого сорта» — доллару и евро. В марте на эти две валюты пришлось 81% от объема покупок населения. Так что в наличный доллар россияне верят все же сильнее, чем в наличный юань.
— Так не пора ли отменить ограничение на валютные вклады?
— На мой взгляд, пора. Судя по темпу перетока валютных средств россиян из отечественных банков в иностранные, вред от ограничения на валютные вклады оказывается весомее, чем польза. Тем более, что вкладов населения в «токсичной» валюте в российских банках осталось не так уж и много — на 1 марта всего $24,7 млрд. На первом этапе стоило бы, по крайней мере, вывести «нетоксичные» валюты из-под ограничения. Будем надеяться, что действие этого ограничения не будет продлено после 9 сентября 2024 года.