Рубль на качелях: «откатился в исходное состояние»

За последние дни курс рубля продемонстрировал невероятно размашистую, порядком уже забытую амплитуду колебаний. Сначала обвалился с 84,9 до 92,6 за доллар, затем быстро окреп до 90. Конечно, такую волатильность можно привязать к какому-то одному фактору, например, к событиям в Курской области, однако в реальности ситуация намного сложнее.

Центробанк не допустит курса в 100 за доллар Фото: АГН «Москва»

Во многом она объясняется тем, что в России остановлена классическая биржевая торговля долларами и евро. Если раньше курс формировался рынком, то сейчас — крупными банками, экспортерами и государством в лице ЦБ, что делает процесс абсолютно непрозрачным и непредсказуемым. Немаловажную роль играет и снижение объемов импорта из-за проблем с платежами в Китай, Турцию, ОАЭ. О том, что сейчас происходит с рублем и будет происходить в ближайшей перспективе, мы спросили экспертов – финансовых аналитиков.

Максим Осадчий, начальник аналитического управления банка БКФ:

«За два последних дня курс рубля в значительной степени отыграл предыдущее ослабление. Дестабилизация российского валютного рынка не была следствием событий в Курской области. Ведь на фондовом рынке ничего не изменилось: индекс Мосбиржи после 6 августа колебался в интервале 2800-2900. Не бывает такого, что валютный рынок охвачен паническими настроениями из-за геополитического шока, а на фондовом — тишь да гладь. Оба рынка реагируют на внешние шоки. Поэтому можно предположить два варианта: или какой-то крупный игрок, скажем, сырьевой экспортер, покупал юани на несколько миллиардов долларов, и на Мосбирже возник дефицит юаневой ликвидности. Нечто подобное мы видели, например, в декабре 2014 года: к тогдашнему валютному кризису привели действия одного известного сырьевого экспортера, который прибрел одномоментно несколько миллиардов долларов.

Второе возможное объяснение: ускорение выхода иностранцев из российских активов. Дело в том, что OFAC (Office of Foreign Assets Control, подразделение Минфина США, отвечающее за правоприменение в области санкций) 12 июня внесло Московскую биржу и входящие в ее группу Национальный клиринговый центр (НКЦ) и Национальный расчетный депозитарий (НРД) в санкционный список, и выдало лицензию на сворачивание операций с ними на срок до 13 августа. 2 августа OFAC продлило лицензию на сворачивание операций с Московской биржей, НКЦ и НРД до 12 октября. Однако иностранные инвесторы могли поторопиться с выводом своих средств из России уже перед 13 августа. В обоих случаях речь идет о разовом импульсе, а не о системном явлении. Импульс завершился, и рынок откатился в исходное состояние».

Сергей Дроздов, финансовый аналитик:

«Сейчас у нас определённый провал валютной ликвидности, так как вся торговля идет через юань. Операции с китайскими банками затруднены, соответственно, это вызывает нервозность на рынке. Поскольку Центробанк ведет борьбу с инфляцией, наверное, лучше не допускать ослабления рубля, иначе вся работа по ужесточению денежно-кредитной политики пойдет насмарку. Фундаментальных предпосылок для этого пока нет: импорт у нас поджат из-за проблем с платежами. Если рубль «улетит» к отметке в 100 за доллар, сразу вырастут инфляционные ожидания. Сомневаюсь, что ЦБ это допустит, судя по тому, насколько окрепла российская валюта за последние несколько месяцев, после введения санкций в отношении Мосбиржи и Национального клирингового центра. Что касается влияния внешних факторов, оно сегодня не слишком большое. Раньше, когда на бирже шла торговля долларами и евро, инвесторы реагировали на малейший геополитический стресс и сразу начинали покупать валюту. Сейчас валюта перестала играть прежнюю роль и для инвесторов, и для банков, и, наконец, для граждан, которым проще и несравнимо выгоднее держать рубли на депозитах под высокую ставку. По сути, она важна лишь для компаний, работающих с импортом».  

Александр Шнейдерман, руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс»:

«Укрепление рубля отчасти объясняется общим трендом на усиление национальных валют стран-экспортеров нефти. Это связано с угрозой открытого военного конфликта на Ближнем Востоке: пока стороны (Турция и Сирия, Израиль против Ирана и Палестины) обмениваются колкостями в публичном пространстве и единичными взаимными ударами. Соответственно, если противостояние перейдет в горячую фазу, рынки отреагируют мгновенно: в мире сократится предложение нефти. Однако в случае с Россией более весомыми могут оказаться ослабляющие факторы: в условиях геополитической неопределенности востребованность американского доллара растет. Это может ударить по национальным биржам, валютам, в том числе криптовалютам. Таким образом, в течение недели-двух, в отсутствие иных сильных факторов и прочих «черных лебедей», курс рубля может ослабнуть до 93,50 за доллар, после чего его позиции будут восстановлены под влиянием Центробанка».

Источник

Оцените статью
Bitnewstoday
Добавить комментарий