В нынешнем сельхозгоду (июнь 2023 – июнь 2024 гг.) Россия намерена экспортировать 66 миллионов тонн зерна – в том числе 54 миллиона тонн пшеницы. Задачи, можно сказать, наполеоновские, и на зерновом экспортном рынке все должно работать как хорошо отлаженные часы. Как говорится, без сучка и задоринки.
Фото: zerno.net
Но это в теории. На практике у экспортеров многое обстоит иначе. Вот история ООО «ТД «РИФ» – одной из крупнейших зернотрейдинговых компаний России.
В период с 18 по 21 марта нынешнего года, одномоментно, в уже сформированных на экспорт партиях сельхозпродукции общества (на тот момент было загружено 26 судов) ФГБУ «ЦОКЗ» (Центр оценки качества зерна) и РРЦ (подразделение Россельхознадзора) начали выявлять карантинные объекты. Понятно, что такое зерно за границу не отправишь.
Смотрим хронологию событий.
Порт Новороссийск: 13 и 16 марта 2024 г. отгружено зерно в Египет, на следующий день – в Йемен. Однако 19 марта как отрезало: в зерне обнаружены… карантинные объекты.
Порт Кавказ: 14 марта зерно благополучно отправляется в Египет. А начиная с 19-го числа в той же самой партии… снова выявлены карантинные объекты и весь груз остается на причале.
Идем дальше. Порт Азов: до 18 марта сельхозпродукция отгружалась в Марокко, Турцию, Бангладеш. А уже на следующий день суда стали на прикол все по той же причине – снова обнаружены карантинные объекты.
Обращает на себя внимание тот факт, что отгружаемое с 18 марта зерно накоплено и хранится на терминалах (глубоководных портах) с конца 2023 г., это урожай 2023 г.
Оно обезличенно отгружается с одних емкостей, что для ТД «РИФ», что и для других компаний-экспортеров. И по карантинному фитосанитарному состоянию не может отличаться от зерна, которое отгрузили и отправили на экспорт ранее.
Кроме того, в это же время в тех же портах из тех же самых терминалов и даже в те же самые страны (!) без проблем отгружаются злаковые культуры другим трейдерам. Вот у них все хорошо, здорово. А у РИФ что ни проверка, то карантинные объекты: головня, ржавчина, мучнистая роса и прочие заболевания.
Такое предвзятое отношение к ООО «Торговый дом «РИФ» вызывает недоумение. Объясним почему.
Справка «BitNewstoday.ru». ООО «ТД «РИФ» на протяжении 14 лет является ведущим экспортером сельскохозяйственной продукции в РФ. За это время общество поставляло сельхозпродукцию более чем в 40 стран мира. В числе партнеров компании более 7000 поставщиков сельскохозяйственной продукции России. Предприятие осуществляет сотрудничество с 30 элеваторами и 3 глубоководными портами страны. За период с 01.01 по 17.03.2024 года «ТД «РИФ» отгрузил и отправил в 17 стран мира 2,5 млн тонн зерна. Поставки велись из 3 глубоководных (Новороссийск, Кавказ, Туапсе) и 3 речных портов. Высококачественную российскую пшеницу в том числе купили Бангладеш, Египет, Йемен, Ливия, Израиль, Марокко, Турция. Для транспортировки было задействовано 184 судна.
Однако начиная с 18 марта 2024 года происходит череда событий, которая не может не вызывать тревогу и озабоченность. Почему поставки одной из крупнейших в стране трейдинговых компаний срываются?
История появления в 2010 году ООО «ТД «РИФ» – это история развития рыночной экономики страны. Если большинство крупных трейдеров создавались на основе приватизированных предприятий, то есть на советском наследии, то у РИФ такой возможности не было. Он был создан с нуля, так сказать, с чистого листа.
В то время в России было всего два черноморских порта, через которые велись экспортные поставки. И, понятное дело, царила жуткая монополия, третий – лишний.
РИФ предстояло создать такие условия работы, чтобы стать конкурентоспособными.
«Придумали» рейдовую перевалку грузов, и она стала успешно соперничать с монополистами. Компания сделала цены на закупку зерна у производителей открытыми.
Изначально в г. Азове Ростовской области был построен один причал длиной 170 метров и хранилище емкостью 30 тысяч тонн. Сегодня общество располагает зерновым терминалом в Азове для приема, хранения и отгрузки на водный транспорт. Зернохранилище вмещает 108 тысяч тонн, 6 причалов протяженностью почти 1000 метров с возможностью принимать теплоходы вместимостью 3–5 тысяч тонн…
Фото: uniwagon.com
В свое время торговый дом начинал с трех теплоходов класса «река-море». Теперь в собственности компании 17 таких судов. Первоначально у компании было 10 вагонов-хопперов для перевозки зерна. Сегодня их 1570, и на 2024 год запланировано приобретение еще 720 таких вагонов.
ООО выстроило такую систему учета и логистики товара, которая позволяла заплатить сельхозпроизводителям 90% стоимости товара уже на следующий день после завоза зерна. Вряд ли кто из трейдеров мог позволить себе такую роскошь, поскольку бумажное и бухгалтерское делопроизводство занимает от 7 до 10 дней.
Появились новые рынки сбыта продукции.
Не удивительно, что премьер страны Михаил Мишустин вручил грамоту от президента России директору компании Марине Турянской – за активное участие в подготовке и проведении общественно значимых мероприятий.
Здесь трудятся полторы тысячи сотрудников. ТД «РИФ» включен в Перечень системообразующих организаций, оказывающих существенное влияние на экономику, занятость населения и социальную стабильность в Ростовской области, и в Перечень системообразующих организаций российской экономики.
ООО «ТД «РИФ» относится к числу крупнейших налогоплательщиков. Так, компанией в 2023 году уплачено налогов: 16 млрд руб. (в том числе НДФЛ и ЕСН – 3,9 млрд руб., налог на прибыль – 11,9 млрд руб., прочие (налог на землю, транспортный налог) – 0,2 млрд руб.). Уплаченная экспортная пошлина составила 45,5 млрд руб.
И вдруг такие вот форс-мажорные обстоятельства.
Суда с пшеницей, которые с нетерпением ждут в странах-импортерах, уже который день «загорают» в портах загрузки. И когда? По разным оценкам, переходной запас зерновых от прошлого урожая сегодня составляет порядка 40 миллионов тонн. Эти объемы необходимо реализовывать на внешний рынок. Чтобы освободить площади под урожай-24.
Президент РФ в своем послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года особо отмечал: «Россия – лидер на глобальном рынке пшеницы. Мы входим в двадцатку стран-экспортеров питания. К 2030 году объем производства российского АПК должен вырасти не менее чем на четверть, по сравнению с 2021 годом, а экспорт – увеличиться в полтора раза».
– Наша деятельность остановлена и по сути полностью заблокирована, – говорит собственник ООО «ТД «РИФ» Петр Ходыкин. – Всем нашим судам, которые уже загружены, отказывают в оформлении документов на вывоз. Проверяющих не устраивает качество зерна. 20 лет работаем на этом рынке, все было хорошо, никаких претензий. В минувшем году мы отправили 400 судов с грузом на экспорт.
И вот в один день, 18 марта, вдруг все стало плохо. Согласитесь, что такого не бывает…
– Наверное, зерно может внезапно заболеть? Сегодня оно качественное, а завтра, от долгого хранения, в нем появилась какая-нибудь головня. Такое возможно? Оно ведь лежало с осени прошлого года!
– В интервенционном фонде зерно хранится и 5, и 10 лет. И не теряет своих свойств. Для сохранности урожая главное, чтобы его не съели мыши и чтобы туда не проникала вода. Сухое зерно способно храниться много лет.
К тому же при погрузке в порту присутствуют представители страны, которой этот груз предназначен. Например, египтяне в нашем порту тщательно проверяют качество после каждых двух тысяч тонн. У них никаких нареканий, подписали все документы, их все устраивает.
В Израиль делали поставки – тоже представители, даже с раввином и молитвами. У них тоже никаких замечаний.
Это дело очень серьезное, государственный контракт.
Но иностранные представители давно уехали, а вот их пшеница до сих пор в портах…
– Сколько груза скопилось, который вы не можете отправить?
– Около 400 тысяч тонн на 22 марта. Все погружено на суда.
– И какова дальнейшая перспектива, если, как говорится, не дадут добро? Зерно уничтожат?
– Здесь ничего сказать не могу, я с такой ситуацией никогда не сталкивался. Должны разбираться профильные структуры.
О создавшейся ситуации мы поставили в известность губернатора Ростовской области, регионального прокурора, зампреда правительства РФ Викторию Абрамченко… В общем, известили все инстанции.
– Что вам ответили?
– Пока ничего, история только начинается. И она, по сути дела, очень актуальная. Ведь зерно – не просто бизнес и деньги. Это еда, продовольствие, которое ждут во многих странах мира.
– Кстати, о деньгах. Какие экономические убытки несет компания с 18 марта?
– Предварительно, «на глазок», больше одного миллиона долларов. Если в ближайшее время не возобновим работу, ущерб будет просто огромным. За срыв сроков поставок – штраф. Или заказчик вообще откажется от контракта, тогда придется продавать с дисконтом, то есть со скидкой в цене по 20–30 или 50 долларов за каждую тонну.
Еще вопрос, кто захочет покупать товар, за которым тянется шлейф проблем. Хочу подчеркнуть: на мой взгляд, надуманных, искусственных проблем.
В убытки входит и плата судовладельцу за простой судна. В сутки это 20 тысяч долларов.
– Непонятно, сейчас с высоких трибун только и говорят о необходимости увеличения экспорта сельхозпродукции. А 400 тысяч тонн зерновых, застрявших в разных портах, похоже, никого и не удивили…
– Я полагаю, что, возможно, кто-то хочет отжать мою компанию. В октябре прошлого года, когда задержали четыре наших суда с грузом, мне прямо предложили продать РИФ. Сейчас понимаю, что это был первый звонок. Но мы будем бороться до конца.
Сотрудникам нашей компании есть что терять. ООО «ТД «РИФ» – первая компания, зарегистрированная и аккредитованная для участия в государственных тендерах иностранных государств именно как российская компания. Другие наши участники рынка выходят на торги через иностранные компании. Сегодня на наш торговый дом приходится 25% экспорта.
…Вопрос экспортных поставок касается не только ООО «ТД «РИФ». Это вопрос престижа России на международной арене: наша страна может быть выставлена недобросовестным поставщиком продовольствия в страны мира. Тем более что РИФ в основном плотно сотрудничает с дружественными нам государствами.