Цифровая безопасность граждан стала одной из важнейших тем дискуссий на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2024 года. Эксперты из Минцифры, Сбера, ВТБ, телекоммуникационнных компаний и маркетплейсов сходятся во мнении: телефонное мошенничество, а также попытки «подловить» человека на ссылку в Интернете стали отраслью, в которой крутятся миллиарды рублей, и счёт пострадавшим идёт на миллионы. Перед банками сегодня стоит серьезный вопрос: как обезопасить своих клиентов и противостоять мошенническим схемам. Российские банки представили свои программы защиты. Работа должна быть выстроена на трех китах: идентификации мошеннических контактов, предупреждении клиентов и информировании менеджеров.
Фото: freepik-ru.freepik.com
«Здравствуйте, это из вашего банка! Мы зафиксировали подозрительную операцию по вашему счету…» Подобные фразы, с которых начинают разговор мошенники, хоть раз слышал уже каждый россиянин. Увы, криминальная отрасль тоже совершенствуется, и злоумышленники придумывают новые и новые способы обмана. Они представляются сотрудниками банка, государственных учреждений или просто близкими людьми жертвы, чтобы убедить в необходимости передачи личных данных или денежных средств.
Фишинг и вишинг
Наиболее популярные способы мошенничества созвучны — это «фишинг» и «вишинг». Отличаются они способом связи. «Фишинг» (от английского «рыбалка») подразумевает общение в письменном виде. Человеку отправляют СМС или электронное письмо со ссылкой, на которую тот клюнет, как на крючок. В ссылке зашит вредоносный код, через который можно получить доступ к важной информации пользователя — например, к паролю от личного кабинета в банке. Ну а вишинг — это звонок, в котором ставка сделана на эмоции человека. Мошенники представляются работниками силовых структур, сотрудниками банка или государственными служащими. Они обращаются к жертве по имени, а потом разыгрывают спектакль: могут сказать, будто на человека вот-вот заведут уголовное дело, будто его близкие попали в беду или будто нужно срочно перевести куда-то деньги со счета, чтобы предотвратить хищение. Большинство мошенников — хорошие психологи, которые умеют создать у жертвы ощущение, будто реагировать (например, диктовать код из СМС) нужно срочно, а говорящему нужно доверять.
Например, мошенники представляются сотрудниками банка. Они начинают разговор с информации о просрочке по ипотеке или о любой другой задолженности, даже если у человека давно не было кредитов. Они могут утверждать, что есть риск штрафа или конфискации имущества. Для «скорейшего решения» мошенники просят назвать номер СНИЛС и код, который поступает в СМС. Эти данные они используют для входа на «Госуслуги» или в личные кабинеты онлайн-банков. Там они могут оформить кредит на имя жертвы или попросту украсть деньги.
Три основных инструмента защиты
Суть проблемы в том, что на крючок такого мошенничества попадают не только наивные граждане или беззащитные пенсионеры, как принято считать, — иногда жертвами оказываются те, кто считает себя умным и осторожным. Поэтому актуальным остается главное правило — не сообщать никакую информацию, если звонок инициировали не вы. Не нужно верить словами мошенников, будто медлить нельзя. Сделайте паузу, положите трубку и позвоните по официальному номеру в банк. Там вам объяснят, что происходит.
В свою очередь, банки тоже озабочены разработкой новых методов защиты граждан. Так, например, пресс-служба банка ВТБ проинформировала граждан о наличии нескольких инструментов на такой случай: во-первых, возможно установить лимиты на операции, которые позволяют контролировать объем транзакций и предотвращать несанкционированные списания (мошеннику не удастся похитить крупную сумму разом); во-вторых, возможно провести проверку истории входов в онлайн-банк — всегда можно забить тревогу, если зафиксирована подозрительная активность; в-третьих, предусмотрена блокировка аккаунта в случае подозрения на мошенничество.
Кроме того, клиенты могут оставлять сообщение о мошенничестве в случае возникновения подозрительной активности, делиться интернет-ссылками или передавать номера телефонов злоумышленников.
«Банковская программа защиты от мошенников использует современные технологии для анализа телефонных звонков. Банк сразу узнает, общался ли человек со злоумышленниками, и, во-первых, менеджеры будут наготове, во-вторых, клиент получит предупреждение через доступные каналы связи», — пояснили в ВТБ.
Пользователи банковских карт должны помнить простейшие финансовые привычки, которые должны их защитить: ни в коем случае никому не говорить свои пароли, пин-коды и секретные коды, не поддаваться на внезапные уговоры по телефону, не переходить по странным ссылкам в письмах, даже если они направлены вам от «уполномоченных» органов.