В течение ряда лет социологи фиксируют наличие желания многих, вполне городских россиян переехать жить в сельскую местность. При этом, как правило, речь идет не о дауншифтинге, а об осознанном желании жить своим трудом на своей земле. В целом ряде регионов уже сейчас появляются новые или возрождаются старые деревни силами переселенцев из городов, которые приезжают уже не на привычные нам дачные участки, а для того, чтобы начать для себя новую сельскую жизнь. Что это? Дань моде или реальная тенденция? И как государству реагировать на данные процессы?
Фото: Геннадий Черкасов
Начнем с того, что мы все (я имею в виду Россию) так или иначе родом из сельской местности. Это реальность, о которой, собственно, не надо забывать. Современный гражданин России, как правило, либо сам, либо его предки в первом, втором или предыдущих поколениях родились на селе. Социальная память о недавнем крестьянском прошлом и в советском, и в российском человеке еще чрезвычайно крепка, а социальные воспоминания о деревне (как правило, позитивные) еще очень свежи.
А что же такое сельские поселения или сельская местность сейчас? Еще недавно данные социальные системы так или иначе связывались с сельским хозяйством (не случайно данные понятия основаны на однокоренных словах). Однако мир изменился, и сельское хозяйство и сельские территории сейчас близкие, но далеко не синонимичные явления и понятия.
По сути сейчас сельское хозяйство, а точнее — агропромышленный комплекс (АПК), — это часть или элемент промышленности как хозяйственного комплекса, основой которого сейчас являются крупные агропромышленные (в том числе вертикально интегрированные) холдинги и объединения. При этом в данных организациях люди, как правило, работают по найму, а иногда агропромышленные объединения используют труд вахтовиков и мигрантов. То есть крестьян в привычном понимании этого слова в данных объединениях фактически не осталось. Основу трудовой деятельности в АПК составляют рабочие, специалисты и служащие.
Как показывает статистика, сегодня лишь четверть населения сельских территорий работает в сельском хозяйстве. Остальные заняты в торговле, сфере услуг, строительстве и пр.
Крестьяне в классическом понимании на селе становятся социальным меньшинством. Чем характеризуются труд и жизнь крестьянина? Здесь можно обозначить несколько критериев. Первый — это однозначно труд в сфере АПК, в любой подотрасли сельского хозяйства. Второй — это работа на земле через использование производственных возможностей данного природного ресурса. Третий — это проживание в сельской местности в сельском доме и наличие пусть и небольшого, но собственного личного подсобного хозяйства (что называется сельским социальным бытованием).
Современное развитое село имеет не только телевизор и электричество, но и устойчивую связь (включая Интернет), нормальную коммунальную систему и транспортную инфраструктуру. Люди, еще недавно проживавшие в современных городах, обращают внимание на возможность жить на селе как минимум по трем причинам.
Первая причина: собственно привлекательность и перспективность современного села состоит не столько в наличии развитой социальной инфраструктуры, а именно в том, чтобы в реальных условиях в сельской местности иметь свой дом, жить в экологически чистых живописных местах, развивать свое хозяйство, самостоятельно строить свою жизнь и формировать свою судьбу. Вторая причина: по сути современное крестьянство для многих — это форма самореализации в сфере созидательного труда, предпринимательской деятельности и всевозможных социальных отношений. Третья причина: это реальная возможность на новом витке цивилизационного и технологического развития вернуться к своим духовным корням и народным истокам.
Все это в совокупности и формирует тот самый привлекательный современный сельский образ жизни. Конечно, современная российская деревня еще, мягко говоря, далека от идеала. Но желание переехать, как правило, сопровождается намерением построить свою жизнь так, как человек считает нужным и правильным. А это уже является предпосылкой появления в России деревни современного типа как экономического и социального явления.
Базовым элементом такой социальной системы является, конечно, человек-собственник-агропредприниматель. Если хотите — «кулак XXI века», который знает, чего он хочет, сам организовывает свое производство, использует современные рыночные и производственные технологии. Вы скажете, что это красивая футуристическая картинка. Но нет! Это реальность сегодняшнего дня, а примеры появления «новых селян» мы можем привести в десятках регионов нашей страны. Сейчас чрезвычайно важно поддержать эти тенденции на государственном уровне. И для актуальности данного подхода есть тоже как минимум три причины.
Первая — это обеспечение продовольственной безопасности. Данная задача системно не может быть решена силами исключительно крупных агропромышленных комплексов, хотя их роль основополагающая. При этом устойчивость системе реализации принципов продовольственной безопасности может придать создание условий для масштабного агропромышленного производства в каждом из регионов нашей страны. Скажем, животноводство (в той или иной своей подотрасли) может эффективно развиваться практически в любом (за редким исключением) из регионов России. При этом даже на Дальнем Востоке и в Сибири есть регионы, где осуществляется круглогодичный выпас скота, что позволяет как экономить на кормах, так и повышать качество продукции за счет бесперебойного поступления витаминов в организм животного. Существенным образом нарастить производство животноводческой продукции в данных регионах возможно только через развитие мелкотоварного производства силами фермеров, кооперативов, а также аграриями на личных подсобных хозяйствах. Именно по этой причине чрезвычайно важно привлечь на территорию новых селян-собственников.
Вторая причина — это обеспечение устойчивости сельских территорий нашей страны. Аграрий-собственник — это залог не только развития производств, но и основа порядка и социальной модернизации на селе. Производственная и социальная «привязка» к своей земле, своему хозяйству, своему делу и своей сущности делает «новых селян» основой социального и экономического развития сельских территорий. Современной деревне нужны не столько новые рабочие места (которые в ряде регионов тоже создаются), а в большей степени возможности для появления на территориях класса тех самых «новых кулаков», которые приобретают землю не для спекуляций, сдачи в аренду или перевода в иные категории, а для того, чтобы развивать на ней свое собственное хозяйство.
Сейчас Минсельхоз России формирует костяк опорных населенных пунктов в сельских территориях, в которых должна сложиться современная социальная инфраструктура сельской местности. Данный подход надо однозначно дополнять общероссийским «каркасом» хозяйств на селе, организованных новыми собственниками, самостоятельно развивающими как производство, так и социальные отношения в сельских поселениях.
Наконец, третья причина состоит в том, что успешный аграрий-собственник, работающий и созидающий на своей земле, является носителем крестьянской цивилизационной сущности, народной культуры и традиционных духовно-нравственных ценностей. Понимание важности и приоритета семьи, созидательного труда, уважения к старшим, приобщения детей к производству, совместной деятельности и дисциплине появляется не на пустом месте, а именно при соблюдении трех важных составляющих: 1) необходимость постоянного труда; 2) защищенность прав, собственности и интересов трудящихся; 3) уважение достоинства человека труда.
В завершение хочется отметить, что государство так или иначе предпринимает значительные усилия по привлечению граждан на село для организации жизни и производства. Например, с 2016 года действует программа «Дальневосточный гектар», участниками которой стали больше 120 тысяч человек. Несколько десятков тысяч из них уже стали собственниками своей земли. К данной программе добавился проект «Арктический гектар». В совокупности данные программы в текущем году охватят 19 регионов России. Хочется отметить, что данный позитивный опыт можно было бы распространить и на многие регионы Сибири, Урала, Северо-Западного и даже Приволжского федеральных округов. Это важно, поскольку во многих регионах при наличии существенных сельскохозяйственных земельных ресурсов катастрофическим образом не хватает населения и точек экономического роста.
Удивительным образом, но обозначенную выше тенденцию возвращения на село поддерживают те, кто хочет переселиться в Россию из стран дальнего зарубежья. Тех, кто активно выражает такое желание, уже сейчас несколько десятков тысяч. При этом в их число входят не только наши соотечественники, по тем или иным причинам оказавшиеся на чужбине, но и этнические немцы, канадцы, голландцы и пр. Основные причины желания переехать — это широкие возможности для работы в России, а также традиционные духовные ценности. Содействием переезду в Россию наших соотечественников и иностранцев занимается ряд НКО (например, «Путь домой»), программы их интеграции есть в целом ряде регионов России (Кузбасс, Нижегородская, Омская области и др.), на федеральном уровне действует рабочая группа при заместителе председателя Государственной думы Александре Михайловиче Бабакове.
Возвращаясь к началу данной статьи, хочется отметить, что прогресс причудливым образом открывает в нашей жизни совершенно неожиданные возможности. Одной из таких (кто бы мог подумать!) и является становление новой российской деревни, основанной не только на технологиях и культуре, но и на формирующемся социальном слое успешных сельских тружеников, собственников и предпринимателей. Мешает ли данный тренд развитию городов? Конечно же, нет. Просто не бывает города без деревни, особенно в самой протяженной стране в мире.