Госдума предлагает снизить допустимую долю расходов на уплату коммунальных услуг с 22% от совокупного дохода семьи до 10%. Но не для всех россиян, а только для одиноких пенсионеров и многодетных семей. Впрочем, остальным согражданам предлагается снизить этот порог до 15%, сделать его, так сказать, единым и неделимым стандартом для всей страны.
Фото: Лилия Шарловская
Сегодня в большинстве российских регионов допустимая доля расходования на оплату коммунальных услуг составляет 22%. Но есть и приятные исключения из этого правила. По федеральному закону, субъекты могут занижать (но не завышать) эту планку. Так, в Москве уже давно установлен лимит в 10% для всех — не только для пенсионеров или многодетных. В Питере — 14%, в Кемерове — 17%.
Трудно прогнозировать судьбу этого начинания — поддержат ли его в новом кабмине? Бюджет 2024 года продолжает оставаться дефицитным. А по данным Росстата, общая задолженность по услугам ЖКХ в минувшем году выросла на 8% по сравнению с 2022 годом и достигла 833 миллиардов рублей.
Деньги с должников нужно как-то взимать. А тут еще предлагаются льготы, причем всем плательщикам за услуги ЖКХ, а это около 40 млн человек. При снижении доли оплаты им придется выделять субсидии.
Долги тяжкие парламентарии объясняют тем обстоятельством, что ежегодное повышение коммунальных тарифов не учитывает динамику доходов населения. Тарифы растут быстрее, чем индексация зарплат и пенсий.
Предлагаемая схема даст положительный результат для рядовых россиян, которые уже не успевают расплачиваться по коммунальным квиткам. Но отрицательный — для государства и коммунальных сетей. Ведь сегодня из-за недостаточного финансирования их не успевают готовить к зиме и в самые морозы люди сидят без тепла. Вспомним коммунальный коллапс в некоторых подмосковных городах.
Точное количество получателей субсидий никто не знает. Многие россияне, имеющие на них право, о существовании такой льготы вообще не догадываются. А управляющие компании, похоже, не торопятся их просвещать в этом вопросе.
Потом, сама процедура установления критического уровня оплаты коммуналки достаточно сложная: дважды в год, по сложной формуле и с набором необходимых документов. Далеко не все потенциальные получатели субсидии предпочитают с ней связываться.
— Не могу сказать, как на депутатский законопроект отреагирует правительство, — говорит председатель Жилищного союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист Константин Крохин, — Но жители однозначно проголосуют за снижение порога. В Москве он составляет 10%, — столица богатая, бюджет позволяет. Кстати, и с выплатой денег на субсидии здесь проблем нет. В отличие от многих других регионов, где под разными предлогами они не выплачиваются и не компенсируются. Бывают ситуации, что за ЖКУ люди платят и по 30, и даже по 50% от дохода семьи. Нам необходим единый для страны стандарт, ведь это социальная справедливость, перед которой все равны. Пускай это будет не 10, а 15%, но для всех граждан и всех регионов.
— Сколько таких получателей по России?
— Полагаю, миллионов 10-15, это самая поверхностная оценка. Хотя сегодня у меня нет уверенности, что власти пойдут навстречу жильцам в плане оплаты коммунальных квитков. Скажут, что денег нет Ведь если мы снизим планку, например, до 15% для всех, то субсидии должны получать большее количество наших сограждан.
— Скорее всего, денег в бюджете действительно нет, ведь он дефицитный…
— Скажу, где их взять. Как эксперт, могу утверждать, что коммунальный бюджет на 40-50% расходуется неэффективно. А это, между прочим, почти полтриллиона рублей. Расходуйте рационально — и эти средства можно передать на выплаты субсидий россиянам, на повышение качества их жизни. Ресурсы есть, нам не нужны для этого какие-то новые законы, заставьте чиновников выполнять старые, уже существующие. И мы получим необходимые деньги.
Хотя я не уверен в здравый смысл, когда речь заходит о коммуналке. Взять постановление правительства о моратории на проверки жилого фонда. Оно привело к прямому нарушению прав граждан в сфере ЖКХ. Буквально на прошлой неделе в г. Печоры Республики Коми обрушился жилой подъезд. Его состояние никого, кроме жильцов, не интересовало.
Надзорные органы — Жилинспекция, МЧС, Роспотребнадзор — не вникают в заявления граждан, не проверяют состояние жилищ, ссылаясь на 336-е постановление правительства о моратории на проверки. Де-факто эти структуры не работают, хотя это бюджетные организации, им выделяют огромные деньги на содержание.