Менее двух месяцев осталось до запланированного момента повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Традиционно это малоприятное для населения событие происходит с середины календарного года – с 1 июля. На этот раз тарифы возрастут в среднем на 9,8 %. Это выше официальной инфляции, которая сейчас в районе 7,8% в годовом измерении. Однако власти напоминают, что не индексировали тарифы на ЖКХ уже полтора года . Что нам ждать от очередного подорожания «коммуналки», которая уже не за горами?
Фото: Екатерина Шлычкова
Предельное отклонение
Как известно, в минувшем году правительство «заморозило» рост тарифов ЖКХ, целых полтора года мы жили, не пугаясь «писем счастья» от управляющих компаний. Ведь в последний раз тарифы индексировались еще в декабре 2022 года – тогда на 9 %. Но теперь придется платить по счетам. Какими они будут?
За минувшие 1,5 года много воды утекло. Президент предложил с 1 июля отменить банковскую комиссию при оплате коммунальных услуг некоторым льготным категориям граждан, чтобы хоть как-то облегчить людям коммунальное бремя. А сами платежки ЖКХ могут теперь и вовсе не приходить в наши почтовые ящики – все будет в электронном виде…
Но вернемся к предстоящей индексации тарифов. В России она составит в среднем от 4 до 15 %, разрыв между регионами весьма существенный, почти в 4 раза. Самое крупное повышение ожидается в Забайкальском крае – 15 %, а самое незначительное (4 %) — в республике Хакасия. В Москве средний индекс составит 11 %, в Подмосковье 10,7 %, в Санкт-Петербурге 9,8 %.
Предельная индексация, как правило, равна годовой инфляции и для каждого региона ее устанавливает правительство РФ. Нынешнее повышение стоимости услуг выше инфляции в 2023 году (7,5 %), но это «добавка» за прошлый год, когда на повышение тарифов был объявлен мораторий.
Величину предельного отклонения от индексации устанавливают региональные власти по предложению от муниципалитетов. Ее нельзя путать с самой индексацией тарифов. Объясняем на примере. В Татарстане средняя индексация в нынешнем году будет 10,8 %. А предельное отклонение — 4,9 %. Это значит, что в каком-то отдельно взятом районе местные власти могут повысить тариф до 15,7 %. Допустим, по причине масштабной замены коммунального оборудования. Однако в среднем по республике повышение не должно превысить 10,8 %.
По планам правительства, в 2025 году рост тарифов ЖКХ будет на 5,7 %, а в 2026 году – на 4 %. То есть, индексация в 2024 году самая высокая, а дальше будет легче. Хотя на примере нынешнего года мы знаем, что прогнозы правительства не всегда оказываются точными.
Сюрприз для 100 миллионов
Эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук поясняет, что плавного повышения тарифов не будет. Если бы, как раньше, оно происходило дважды в год (с 1 января, а потом и с 1июля), то рост оплаты за коммуналку казался не таким резким. «Если «отмотать» назад, то до 2012 года тарифы на ЖКХ повышались дважды в год. Однако это нервировало россиян, правительство перешло на одноразовую индексацию, — говорит он. — Хотя это разгоняет инфляцию. Ведь потребителей коммунальных услуг в стране более 100 миллионов человек и одномоментный рост оплаты влияет на инфляцию».
— Каковы те коммунальные услуги, за которые мы платим?
— Их 6 видов: горячая и холодная вода, электро- и газоснабжение, вывоз ТКО и водоотведение.
— Они и повысятся с 1 июля? Или к ним добавят что-то еще? И кто будет эти «добавки»- ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, местные власти?
— Предельные индексы распространяются на все 6 видов услуг. В рамках установленных лимитов регион вправе перераспределять денежные поступления, каким-то ресурсоснабжающим организациям дать больше, а кому-то меньше. Но суммарно это не должно превышать установленны.
У нас не всегда действовала такая система. Если помните, субъекты сами устанавливали тарифы и они повышались сразу на 20-30 %. Сейчас таких прецедентов нет.
Что касается управляющих компаний, то любое изменение стоимости их услуг должно согласовываться общим собранием жильцов. Многие УК «под шумок» накручивают цены, Однако делать это запрещено. В таких случаях квартиросъемщики должны обращаться в жилинспекцию или в прокуратуру. Им проведут перерасчет и вернут деньги.
У нас два вида услуг – коммунальные и жилищные. По первым правительство лимитирует рост тарифов. А УК, которые управляют домами и их содержанием, работают по договору с жильцами. В нем прописан рост ставок на содержание общедомового имущества на уровень инфляции.
— Многие эксперты считают, что система оплаты услуг ЖКХ достаточно запутанная. Ее можно упростить, сделать более прозрачной?
— На мой взгляд, нужно переходить к тому, чтобы тарифы делились на две части: социальные для малоимущих граждан, и экономически обоснованные для всех остальных.
— Про экономически обоснованные можно подробнее?
— Согласитесь, это не дело, что одинаковые тарифы сегодня платит бабушка, проживающая в однокомнатной «хрущевке» и владелец роскошных апартаментов. Нужно перераспределять финансовую нагрузку. Ресурсоснабжающим организациям не хватает средств на обновление основных фондов. Износ сетей накапливается, как снежный ком. Страдает вся отрасль.
Судите сами. 1000 литров водопроводной воды, подаваемой в дома, стоят для плательщиков услуг дешевле 5-литровой емкости в магазине. А сегодня именно так и происходит. Здесь ни о какой экономике речи нет. Отсюда и низкая степень водоочистки, отсюда и коммунальные коллапсы. Вспомним отключение тепла в Подольске и Климовске прошлой зимой, в самые морозы.
— Наверное, экономически обоснованные тарифы будут значительно выше нынешних?
— Нужно проводить расчеты. Это новый формат отношений граждан и коммунальных служб. Однако пока такой готовности к пересмотру «правил игры» в нашем обществе нет.
— Платежи за ЖКХ по регионам отличаются в разы…
— В стране есть регионы, где за коммуналку платят в среднем по 10-12 тысяч рублей в месяц. Как правило, это дальние субъекты Федерации, где суровый климат и зарплата выше, чем в столичном регионе. В Москве в среднем плата составляет 5-7 тысяч рублей, значит, с 1 июля она увеличится на 500-700 рублей.
— С чем связан такой разброс стоимости услуг?
— Коммунальными тарифами занимается Федеральная антимонопольная служба. Она согласовывает тарифные планы по регионам. И связано различие, прежде всего, с состоянием энергосистемы. В тех областях, где нет инвестиционных программ, которые также влияют на совокупные платежи граждан, нагрузка на тариф меньше. И наоборот. Износ коммунальных сетей, удаленность населенных пунктов – все это влияет на оплату коммунальных услуг.
Предельное отклонение от индексации учитывает инвестиционные программы, которые выполняются в регионе по обновлению коммунальных сетей по водо- и теплоснабжению, когда требуется дополнительная финансовая поддержка населения.
Долги на 100 миллиардов
— Рост тарифов касается всех граждан? Или для кого-то сделаны исключения?
— В России действует обширная программа льгот и субсидий. Таких льготников в стране около 4 миллионов человек. По отдельным видам услуг предусмотрена 50-процентнам скидка. Или если плата за коммуналку превышает 22 % совокупного дохода семьи, государство возвращает то, что уплачено сверх этого показателя.
Пятую часть услуг за ЖКХ гражданин может и должен платить из своего кармана. 85 % россиян являются собственниками жилья и пользуются коммунальными услугами и обязаны за них платить.
— Но, как известно, платят не все. Какова ситуация с долгами за коммуналку? Они сокращаются или увеличиваются?
— Задолженность по услугам ЖКХ составляет около 100 миллиардов рублей. И по структуре трудно разобраться – какие из них еще могут быть погашены, а какие нужно списывать, потому что прошло три года и истек срок давности.
Здесь хочется сказать, что государство довольно пассивно и либерально относится к неплательщикам. От этого страдают поставки коммунальных ресурсов. Пени начисляются только после 90 дней просрочки. Коммунальные долги запрещено передавать коллекторским агентствам. По неданно принятом Госдумой закону, даже муниципалитеты не могут к ним обращаться.
Механизм взыскания остается судебным. Чтобы долг по ЖКХ признали таковым, нужно, чтобы управляющая компания подала иск и получила судебное предписание. После чего она может задействовать судебных приставов… В общем, история непростая.
Хотя с точки зрения социальной справедливости объяснить такой щадящий подход к неплательщикам трудно. Почему пенсионеры первым делом платят за ЖКХ, а владельцы роскошных апартаментов считают это необязательным? В магазине свои покупки на кассе они оплачивают, а за потребляемые ресурсы – нет.
— Наверное, нужен какой-то более жесткий механизм взыскания долгов?
— Злостные неплательщики прикрываются социально незащищенными слоями населения. Введение ужесточающих санкций в отношении должников с высоким уровнем дохода может затронуть и тех, кто объективно имеет проблемы с оплатой коммуналки.
— Получается, что выхода нет?
— Почему? Например, можно предусмотреть гибкую систему скидок для добросовестных плательщиков. Для них сегодня нет никаких бонусов за то, что они аккуратно платят, а иногда и авансируют будущие платежи. Так что можно применять политику кнута и пряника. Скажем, вводить систему кэшбеков для законопослушных плательщиков.
— Считается, что за неплательщиков услуги ЖКХ оплачивают как раз добросовестные граждане. Такое бывает? Управляющие компании могут «химичить» с начислениями?
— Как правило, управляющие компании имеют в управлении несколько многоквартирных домов. В одном собираемость платежей может быть высокой, а в другом низкой. В этой части УК, в рамках поступаемых средств, могут кратковременно переводить платежи с одного дома на другой. Хотя жилищным кодексом это запрещено.
— Это между домами. А между жильцами в одном доме?
-. Прямая норма запрета существует только между домами. А между жильцами, когда есть кассовый разрыв, такая практика тоже встречается. Она касается расходов на общедомовые нужды. Допустим, в доме 100 квартир, в какой-то месяц 95 из них внесли плату, а пять жильцов решили «сэкономить». Вот, эту недополученную сумму УК может «распределить» между 95 квартирами. Однако доказать такое действие очень трудно. Это «серая зона». В целом, мы не можем быть полностью уверены, что не платим еще и за соседа.