Опыт экспорта нефти посредством «теневого флота», накопленный нашей страной после введения странами G7 санкций на зарубежные поставки энергоресурсов в прошлые годы, может пригодиться России для обхода очередных экономических запретов Запада. Аналогичную систему сбыта отечественные производители, как сообщает Bloomberg, собираются применить для перевозки сжиженного газа, эмбарго на транспортировку которого содержится в принятом недавно Евросоюзом 14-м пакете антироссийских санкций.
Фото: Геннадий Черкасов
Едва успев ввести против России 14-й пакет экономических санкций, одним из главных пунктов которого является запрет на перевалку сжиженного природного газа (СПГ) в европейских портах, Запад получил достойный ответ на попытку в очередной раз снизить доходы нашей страны от экспорта углеводородов. По данным Bloomberg, в Дубае уже начал формироваться «теневой флот» танкеров для перевозки сжиженного газа мировым покупателям. Информагентство не приводит конкретных доказательств отношения новой морской армады к России, однако намекает, что свою работу она будет выполнять в интересах Москвы.
Bloomberg утверждает, что, по сведениям международной онлайн-платформы Equasis, отслеживающей данные о судоходных компаниях, с середины весны не менее восьми танкеров-газовозов, половина которых обладают статусом ледового класса, перешли в собственность неизвестных фирм, так или иначе связанных с российскими контрагентами.
Если эти предположения подтвердятся, то станет очевидно, что отечественные энергокомпании заранее начали готовиться к разрешению проблем с экспортом СПГ в будущем и решили пойти по уже проторенной дорожке, выбрав «теневой флот» как средство преодолеть вводимые Европой ограничения на поставки энергоресурсов на зарубежные рынки. В случае с экспортом нефти, ранее попавшей под схожие западные ограничения, такой инструмент оказался вполне эффективно работающим. Введенное против России эмбарго на заход перевозящих «чёрное золото» судов в европейские гавани лишь временно задержал поставки сырья на рынок планеты, но не стало безнадежной преградой для внешнего сбытового канала. А со временем и вовсе положительно повлияло на развитие отечественной транспортной сферы. Если в начале 2022 года танкерный флот нашей страны не превышал 150 кораблей разного класса и размера, чего явно не хватало для создания собственной системы морских перевозок топлива, то к марту 2023-го число танкеров, работающих на Россию, по оценке CNN, превысило 600 единиц. Сможет ли Москва повторить аналогичный маневр с экспортными поставками СПГ? За ответом на этот вопрос «BitNewstoday.ru» обратился к эксперту — генеральному директору Института национальной энергетики Сергею Правосудову.
— Зарубежные наблюдатели полагают, что Россия создаёт «теневой флот» газовозов по аналогии с нефтяными танкерами. Действительно ли отечественные производители собираются воспользоваться полученным ранее опытом?
— Учитывая тот факт, что информация о «теневой флоте» СПГ-танкеров появилась практически одновременно с объявлением 14-го пакета антироссийских санкций, можно подумать, что обжегшись на молоке, то есть, на нефти, европейцы сейчас спешат подуть на воду, другими словами, на газ. Впрочем, вряд ли стоит ожидать от них такой предусмотрительности. Тем более, что в своем сообщении Bloomberg приводит достаточно определённый признак, что речь идёт именно о «теневом флот» — это отсутствие данных о страховании газовозов, переоформление собственников которых наблюдается в настоящее время в Дубае. Нефтяные танкеры из нашего «серого списка» западные чиновники также запрещали страховать, так что, судя по всему, история повторяется.
— Из каких газовозов будет формироваться этот флот? В сообщении американского агентства сказано, что имеются в виду некие «старые суда для перевозки СПГ»…
— Возможно, не только старые. По заказу одного из отечественных производителей, в Южной Корее на местной верфи Hanwha Ocean создавалось шесть СПГ-танкеров, предназначенных для транспортировки сырья с крупного арктического проекта. Как сообщалось в феврале этого года, три танкера оказались недоступны из-за выставленных Вашингтоном санкций против российского СПГ. Строительство остальных трех судов задерживается. Не исключено, что теперь эти корабли каким-то образом будут переоформлены на сторонние фирмы, что позволит выйти из под санкционного удара, и также попадут с состав «теневого» СПГ-флота России.
— В какую сумму может обойтись такая перегистрация судов? Нефтяные танкеры нам пришлось покупать, не вкладывая средства в их создание.
— Возможно, в незначительную сумму. А может быть, в сотни миллионов долларов. Не стоит забывать, что с недавнего времени против российского СПГ действуют уже не только американские, но и европейские санкции. Конечно, это затрудняет все процедуры и повышает ни них цены.
— Позволит ли «теневой флот» СПГ- танкеров полностью обойти ограничительные меры, сформулированные в 14-м пакете антироссийских санкций?
— Не стоит быть чересчур оптимистичным. Далеко не все преимущества «теневого флота», применяемые в нефтянке, можно задействовать в газовой сфере. СПГ требует более квалифицированного персонала и более сложных технологий. Количество подходящих судов ограничено: если сейчас в мире насчитывается примерно 7,5 тыс нефтяных морских перевозчиков, то число СПГ-танкеров на порядок меньше. Кроме того, замаскировать происхождение «чёрного золота» можно путем перевалки сырья в открытом море. Со сжиженным газом проделывать подобные операции гораздо сложнее. В связи с этим, хотя Россия и является четвертым в мире производителем СПГ, и вполне может рассчитывать на расширение своего присутствия на рынке, существующие альтернативные пути обхода санкций пока выглядят не до конца убедительными.