По объему валютных резервов Россия поднялась на шестое место в мире, которое прежде занимала Саудовская Аравия. По данным Всемирного совета по золоту, показатель составил $442 млрд, что в целом неплохо. Однако надо иметь в виду два обстоятельства: во-первых, большая часть этих средств заморожена Западом, и воспользоваться ими фактическим пассивом нельзя, во-вторых, сегодня валютные запасы РФ пополняются в основном за счет китайских юаней, а не долларов и евро, как это было до 2022 года.
Фото: freepik.com
Любопытно, что по итогам прошлого года валютные резервы России сократились на $3 млрд по сравнению с 2022-м. Обогнать Саудовскую Аравию удалось по той простой причине, что власти в Эр-Рияде кардинально поменяли подходы к размещению запасов. Отказавшись от хранения большей их части в Центральном банке, саудиты сделали акцент на национальных фондах развития. Кроме того, в королевстве установлены верхняя и нижняя границы объема резервов, которые определяются в зависимости от уровня нефтедобычи.
Выше России в рейтинге World Gold Council находятся Китай ($3,3 трлн), Япония ($1,2 трлн), Швейцария ($755 млрд), Индия ($574 млрд) и Тайвань ($564 млрд). Что касается золотовалютных резервов РФ (не путать с чисто валютными!), они увеличились за прошлый год до $598,6 млрд, в основном за счет подорожания желтого металла. Объем золота в составе ЗВР не изменился, составив 75 млн чистых тройских унций стоимостью $150 млрд.
О чем говорит столь высокое место в рейтинге, что оно дает экономике и населению? Ответ очевиден: для любого государства это подушка безопасности на случай разнообразных форс-мажоров. Так, во время пандемии Минфин и ЦБ компенсировали потери госбюджета как раз за счет имеющихся валютных резервов. А сегодня Банк России оказывает поддержку курсу рубля, продавая иностранную валюту на рынке.
«$442 млрд — очень хороший показатель, — говорит директор по коммуникациям BitRiver, экономист Андрей Лобода. — Чем больше у страны резервов в золоте и конвертируемых валютах, тем больше возможностей своевременно погашать внешние обязательства и тем меньше вероятность дефолта государства перед кредиторами или девальвации нацвалюты. Что касается растущей доли юаня, ситуация это вынужденная, поскольку юань является единственной мировой резервной валютой, не токсичной для РФ».
У России на протяжении последних 30 лет объемы экспорта устойчиво превосходят объемы импорта. Соответственно, она просто обречена иметь значительные валютные резервы, как и многие другие «чистые экспортеры», прежде всего Германия, Япония, Китай, Норвегия, Саудовская Аравия, рассуждает директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. Однако, по его словам, нынешнюю ситуацию не назовешь нормальной и стабильной: с весны 2022 года Россия из-за санкций и заморозки Западом $300 млрд вынуждена пополнять запасы почти исключительно за счет юаней. Общая сумма в $442 млрд мало что дает экономике, так как большей частью этих средств воспользоваться нельзя. Равно как и золотом в составе ЗВР, у которого (при всей его безопасности) ограниченная ликвидность.
«Согласно международным стандартам, текущие валютные резервы должны покрывать объем трехмесячного импорта, — отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – У России уровень покрытия превышает восемь месяцев, что свидетельствует об устойчивости финансовой системы, платежного и торгового баланса. Однако не надо забывать: в структуре резервов присутствуют и замороженные активы, которые, впрочем, остаются законной собственностью нашей страны».
Ну а в ситуации с высокой долей юаня в российских резервах нет ничего сверхъестественного, полагает Масленников. По рекомендации МВФ юань входит в число мировых резервных валют, а значит, любой регулятор вправе иметь его в составе своих ЗВР. Сегодня поступления в долларах и евро от торговли ограничены, упор Россия вынуждена делать на операциях в нацвалютах, на которые приходится 65-70% экспортной выручки. А поскольку главным внешнеэкономическим партнером Москвы является Пекин, фактическая экспансия юаней в ЗВР обеспечивает стабильность и предсказуемость в торговле с китайской стороной.
«Хранение части резервов в валюте страны-партнера — здравая и одновременно вынужденная мера: при разделении мировых валют на «дружественные» и «недружественные» ничего иного не остается, — указывает руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. — Российский ЦБ продолжит накапливать юани как залог взаимного торгово-экономического расположения. Этому способствуют нарастающие слухи о положительном решении вопроса по газопроводу «Сила Сибири-2», а также скорый вывод «Силы Сибири» на полную мощность».