Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) и Институт экономики роста имени Столыпина П.А. провели опрос предпринимателей, касающийся инструментов реализации задач в сфере экономики из Послания Президента России Федеральному собранию.
Фото: freepik-ru.freepik.com
В последнее время идут дискуссии о том, стоит ли повышать налоги, и как именно. Подключилось к дискуссии о введении «прогрессивной налоговой системы» в России и агентство АКРА. По мнению агентства, повышенные ставки по налогу на прибыль, НДФЛ и другим налогам способны увеличить бюджетные поступления на 1,6 % ВВП.
Это может показаться привлекательным решением, учитывая задачи, стоящие перед бюджетной системой: обеспечение безопасности, финансирование нацпроектов и социального развития страны и т.д.
Однако в рамках опроса, проведенного ИКСИ и Институтом Столыпина, большинство предпринимателей высказались против возможного повышения налогов.
Всего в опросе приняли участие 1568 бизнесменов из всех регионов России, 56 % представляли микробизнес, 28 % – малый, 9 % – средний и 7 % – крупный. Более половины (51,3 % опрошенных) за последние годы фиксируют рост налоговой нагрузки (в том числе, 20,2 % назвали его существенным), еще 37,9 % констатировали, что уровень нагрузки не изменился, и лишь 10,8 % сообщили о его снижении.
Справедливое распределение налогов стало самым ярким пожеланием опрошенных – 63% включили этот тезис в число важнейших. Обещанную налоговую амнистию для малого бизнеса ждет почти такое же количество респондентов – 62,1 %.
При этом бизнесмены уверены, что России нужен налоговый маневр и налоговая дифференциация – но такая, которая будет стимулировать инвестиционный рост, а не гасить его. Около 70 % предпринимателей считают, что налоговую дифференциацию по налогу на прибыль установить необходимо – однако не за счет повышения базовой ставки, а снижения налоговой нагрузки для активных инвесторов при сохранении базовой ставки неизменной.
В текущей ситуации поддаться искушению в виде допдоходов бюджета было бы большой ошибкой. Стране критически необходимы инвестиции, а рост налогов бьет не только по текущей прибыли, но и по показателям окупаемости инвестпроектов. Существует высокий риск, что часть проектов просто не будет реализована.
Повышение ставок налогов очень скоро может привести к ограничению роста, а может, и к прямому сокращению налоговой базы – прежде всего из-за потерь в темпах роста экономики, но в ряде случаев – и вследствие ухода в тень, стимулы к которому в такой ситуации тоже могут возрасти. В итоге – ни необходимого роста экономики, ни достижения ожидаемых доходов бюджета.
Вот почему дискуссия должна вестись не только о том, как именно должны меняться ставки, а в первую очередь о том, как обеспечить привлекательность экономики для инвестиций. Инвесторы (и российские, и иностранные) крайне чувствительны к налоговым изменениям. А ведь привлечение иностранных партнеров, готовых вести бизнес в России, обеспечивая, в том числе, передачу современных технологий – очень важная задача, особенно при текущей дороговизне заемных средств.