Тридцать лет назад, в начале 1994 года жительницы Москвы, которые предпочитали носить шубы, оказались в смертельной опасности — в юго-западном округе столицы объявился серийный убийца. Потрошитель охотился исключительно на женщин в меховых изделиях: «вел» их от метро и острым ножом убивал жертв в лифтах их домов. Эксперты насчитывали на телах несчастных десятки колото-резаных ранений, а сыщики не могли поверить, что жестокий душегуб совершает преступления из-за копеечной наживы. В поимке злодея важную роль сыграл ушедший из жизни в конце декабря 2023 года экс-начальник МУРа Василий Купцов — 16 февраля знаменитому сыщику исполнилось бы 72 года. Историю противостояния столичных стражей порядка и безжалостного потрошителя решил вспомнить «LiveNews24».
Фото: Артем Макеев
Насильник, грабитель, разбойник
Александр Чайка появился на свет 23 июля 1974 года в омском поселке Русская поляна, но вырос в городе Сумы, куда отец и мать перебрались вскоре после рождения сына. В детстве Александр ничем не отличался от своих сверстников — любил погонять мяч в компании соседских мальчишек, звезд с неба в плане учебы не хватал и после окончания девяти классов школы поступил на заочное отделение Харьковского машиностроительного техникума. Но потом жизнь пошла под откос: в свою первую криминальную историю Чайка влип уже в возрасте 14 лет. В 1989 году он принял участие в групповом изнасиловании несовершеннолетней и, получив пять лет лишения свободы, отправился в в Куряжскую воспитательно-трудовую колонию в Харьковской области.
В июле 1993 года Александр освободился по УДО. Несмотря на свое неприглядное прошлое, парень вскоре обзавелся невестой. Но денег на свадьбу у молодых не было, и в декабре Чайка решил поехать на заработки в Москву. В целях экономии денег, оказавшись в столице, Александр не стал снимать постоянное жилье, а ночевал в находящемся в депо Киевского вокзала вагоне пассажирского поезда.
Но устраиваться на работу парень не спешил: вооруженный газовым пистолетом молодчик решил добывать деньги путем грабежа обычных граждан. Первой его жертвой стал молодой человек, который обменял у Александра доллары по выгодному для себя курсу. Но счастье юноши длилось недолго — проследив за ним и дождавшись, когда они окажутся в безлюдном месте, молодчик заставил отдать все доллары назад. Похожую схему он провернул еще трижды: менял валюту, следил за жертвами, а затем избивал и грабил их в подъездах и лифтах. 24 декабря Чайка вышел на дело вместе с двумя земляками Дмитрием Скрынниковым и Русланом Якименко: сначала приятели попробовали провернуть мошенническую схему около обменников, но в итоге были вынуждены уйти оттуда несолоно хлебавши.
Зато во время поездки на метро, троица обратила внимание на подвыпившего москвича, который был в импортной кожаной куртке и ондатровой шапке. Проследовав за незнакомцем до его дома, подельники втиснулись вслед за мужчиной в лифт и приступили к делу. Чайка ударил жертву стеклянной бутылкой из-под газировки по голове, а Скрынников и Якименко стянули с бедолаги шапку и куртку. По показаниям одного из участников ограбления, ошарашенный происходящим мужчина сопротивления не оказал, лишь произнес «Зачем вы бедного полковника грабите?»
После этой истории подельники Чайки (за преступление они в итоге получили по 6 лет лишения свободы) отправились домой, на Украину, а он решил задержаться в столице и продолжить разбойничать. На этот раз Александр задумал охотиться на богатых, по его мнению, женщин в шубах, взяв за основу подъездные грабежи. Но оставлять свидетелей преступник был не намерен: на первое же преступление своей новой серии Чайка отправился, вооружившись специальным 18-сантиметровым клинком, предназначенным для забоя скота.
«Достал нож, а она начала кричать»
38-летнюю Ирину разбойник подкараулил 31 января 1994 года в районе метро “Фрунзенская”, у пункта обмена валюты. Александр проследовал за Ириной до ее дома на 3-й Фрунзенской улице. Когда москвичка заметила проскользнувшего следом в лифт Чайку, было поздно
«Я достал нож и сказал, чтобы она отдавала деньги. Она начала кричать, и я начал бить [ножом] в живот» (из показаний Александра Чайки)
Разбойник нанес женщине порядка 20 колотых ранений, некоторые из которых оказались для женщины смертельными. Схватив сумку, убийца убежал, а тело нашли соседи, которые вначале не узнали ее. Первым из семьи тело Ирины увидел ее старший сын.
Поскольку преступник не оставил следов, сыщики быстро зашли в тупик: им удалось лишь установить по характеру нанесенных душегубом ударов, что он был среднего роста. Совсем не ясны были мотивы этого жестокого преступления — врагов Ирина не имела, бизнесом не занималась, а то, что женщину убили из-за небольшой суммы денег, оперативники сначала и предположить не могли.
Довольный собой Чайка отправился на побывку в Сумы. На награбленные 60 тысяч рублей (весьма скромная по тем временам сумма) и 50 долларов, которые Чайка обнаружил в кошельке жертвы, он приобрел обручальные кольца для грядущего венчания. С невестой они назначили дату церемонии — 19 февраля, и пригласили гостей. У Александра оставалось две недели, чтобы достать денег на праздничный банкет и, вернувшись в Москву, он вновь принялся за старое.
Женщины боялись ходить в шубах
7 февраля Чайка вновь убил женщину в шубе — на этот раз жертвой стала 51-летняя медсестра, жительница дома на Большой Черемушенской улице. Разбойник напал на москвичку около 19.30, в момент, когда поднимался вместе с ней на лифте, 17 раз вонзив в несчастную нож, Чайка снял с тела золотые украшения и забрал сумку с кошельком, в котором лежало 30 тысяч рублей. После обнаружения второго трупа, по почерку преступника милиционеры догадались, что имеют дело с серийным убийцей.
«… Все однозначно поняли, что это серия, ни задержи преступника, будет продолжаться очень долго, неизвестно сколько… Люди оставались и на вторую, и на третью смену [оперативных дежурств], некоторые не выходили отсюда, работая круглосуточно. И штаб работал круглосуточно»
(участник следственной бригады по поимке серийного убийцы Александра Чайки)
А на следующий день стало известно о новой трагедии: 8 февраля Чайка многочисленными ударами клинка отправил на тот свет 82-летнюю пенсионерку, которая возвращалась из церкви в свой дом на улице Крупской. И на этот раз добычей душегуба также стали золотые кольца и сумка с незначительной суммой денег. Третье преступление маньяка переполошило всю Москву: после появления заметки об убийце в одной из газет слухи об охотнике за женщинами в шубах быстро облетели всю столицу.
«Резонанс по Москве был большой. И даже некоторые женщины, если не пол-Москвы, то треть Москвы точно, сняли шубы и боялись появляться [на улице] в этих шубах» (участник следственной бригады по поимке серийного убийцы Александра Чайки)
Не медлили и сотрудники МУРа: поскольку убийца не надругался ни над одной из жертв, версия о сексуальном маньяке-фетишисте, которого привлекали женщины в шубах, в расчет не принималась. Сыщики сразу предположили, что преступник является провинциалом и живет в местности, где меховые изделия считаются показателем богатства их обладателей. Изучив карту преступлений, следователи обратили внимание, что местностью для нападений маньяк выбрал Юго-Западный округ. Резонной оказалась версия опытного оперативника Евгения Максимова: он предположил, что убийца выбирает жертв среди пассажирок Сокольнической линии, а затем следует за женщинами до их домов. В связи с этим около станций метро «Фрунзенская», «Спортивная», «Университет» и «Юго-Западная» было усилено наблюдение: патрульных призывали обращать внимание на молодого парня в темной одежде — единственной примете, которую сумели запомнить невольные свидетели преследования маньяком своих жертв. К делу также были привлечены сотрудники отдела поисковых групп по борьбе с карманниками, которые владели искусством вычислять преступников в людской толпе.
«Каждый [из оперативников и участников следственной группы] видел в потенциальной жертве свою мать, потому что одна [из жертв] была старушка 12-го года, или жену, потому что были молодые женщины, сестру или своих детей, те, кто старшего поколения»
(участник следственной бригады по поимке серийного убийцы Александра Чайки)
Охота на охотника
Пытались поймать серийника и «на живца»: в рамках операции под кодовым названием «Шуба» около станций метро появились одетые в шубы работницы детских комнат милиции и сотрудницы уголовного розыска. Также оперативницы ездили по Кольцевой линии, от центра Сокольнической и Серпуховско-Тимирязевской линий до юго и юго-западных станций. Вскоре в руках правоохранителей оказался молодчик, который на свою беду решил пристать к модно одетой милиционерше. В ходе досмотра при нем обнаружили нож, и следователи уже было решили, что к ним в руки угодил тот самый маньяк. Однако, вердикт экспертов был категоричен — клинок не имел отношения к ранее совершенным убийствам.
«А потом мы дрогнули: а вдруг наше прикрытие не успеет защитить женщин. И от этой практики [использования оперативников под прикрытием] мы отказались»
(на тот момент замначальника МУРа Василий Купцов)
А вот Чайка останавливаться был не намерен. 12 февраля он совершил свое очередное зверство: 17-ю ударами клинка убил 40-летнюю жительницу Нагорной улицы. На этот раз оперативная бригада обнаружила на месте преступления оставленные преступником улики, но следствию они в итоге не помогли. Зато помог высокий профессионализм сотрудников группы наблюдения.
Днем 14 февраля 1994 года около станции «Университет» трое сотрудников поисковой группы заметили подозрительного молодого человека, который как-будто ждал кого-то, а затем увязался за случайной прохожей в шубе из светлого каракуля. Оперативники решили проследить за незнакомцем, а он, не замечая «хвост», сел вслед за женщиной в трамвай и поехал в сторону Черемушкинского рынка. Оперативники тоже успели заскочить в вагон и от их внимания не ускользнул момент, когда Чайка — а это был именно он — проверял, на месте ли в сумке нож. Вышел молодчик на той же остановке, что и женщина в шубе.
Вечный узник
Милиционеры вели преступника вплоть до момента, пока тот не направился вслед за москвичкой в подъезд дома 75 на улице Вавилова дом. Решив не дожидаться, пока Александр войдет внутрь, милиционеры двинулись к душегубу. А тот, заметив этот маневр, быстро сменил траекторию ходьбы и попытался было обойти дом по пешеходной дорожке, но был скручен подоспевшими муровцами. Сопротивления при задержании Чайка не оказал. К слову, на поиски маньяка у милиционеров ушло ровно две недели с момента его нападения на первую жертву. Обезвреженного разбойника доставили в 110-е отделение милиции: среди вещей в его сумке были обнаружены вещи жертв и окровавленный платок
«Задокументировали изъятые нож, одежду, кошелёк, носовой платок. С него сняли всю одежду, и взяли как можно больше образцов для экспертно-криминалистического исследования: состригли ногти, образцы волос со всех мест. И вот тут-то парень дёрнулся, заволновался. Как оказалось, не случайно — был ранее судим за изнасилование»
(замначальника МУРа Василий Купцов)
Поначалу свою причастность к убийствам Чайка категорически отрицал, поспешив заявить, что нож ему подкинули при задержании. Потом принялся сочинять, что якобы искал в Москве давнюю обидчицу его отца, чтобы с ней поквитаться. Через несколько дней убийца все же начал каяться: сначала он признался в первых трех нападениях, а затем понял, что опираться от четвертого бесполезно и на следственном эксперименте раскрыл все подробности своей последней расправы. Пытаясь уйти от образа беспощадного разбойника, Чайка уверял оперативников — целых три раза он смотрел в глаза потенциальным жертвам и, жалея их, не решался напасть. Но эти подробности не спасли его от сурового наказания:
30 мая 1997 года Чайку приговорили к высшей мере. Избежать расстрела ему удалось лишь благодаря мораторию на смертную казнь. Спустя 27 лет, которые он провел в соликамской колонии «Белый лебедь», Чайка вновь дал о себе знать: зек попытался оспорить правомерность своего заключения. По мнению серийника, Указ Президента о его помиловании и замены расстрела на пожизненное заключение не был надлежащим образом завизирован судом, а значит никакой силы не имел. А что касается смертной казни, то все сроки приведения этого наказания в исполнение вышли, и значит Чайка имеет полное право выйти на волю. Но суд не оценил ловкой попытки Александра обрести свободу, признав, что президентское решение о помиловании легитимно само по себе и оставив убийцу и дальше отбывать свой пожизненный срок в «Белом Лебеде».