Сэкономить на ввозе в РФ легковушек уже не получится, власти перекрывают все возможные выгодные каналы поставки в нашу страну автомобилей.
С 1 апреля все машины, растаможенные в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), будут проверяться на «правильность» их заявленной стоимости. И если таковая будет признана заниженной, их владельцам придётся доплатить. В целом цены на новые и подержанные авто опять вырастут, минимум на 15−20%.
Власти «уточнили порядок расчёта платежа за автомобили, ввозимые в Россию из стран ЕАЭС» — на сей счёт выпущен соответствующий документ. Если «на пальцах», то цены теперь должны быть как бы единые. Такого, чтобы в РФ машина стоила одни деньги, а в Киргизии — другие, меньшие, больше не будет. А все электромобили в обязательном порядке теперь положено везти на российскую таможню. Так, во всяком случае, декларируется.
Электромобили, положим, ладно, чёрт с ними — они в нашей стране, по сути, никому не нужны. Да и в целом по планете данные транспортные средства стремительно теряют популярность, мода на них прошла.
- «Сначала закрутили гайки по утилизационному сбору, теперь закрутили гайки по таможенной пошлине, заодно закрутили гайки с оформлением автомобилей из дружественных стран.
- В результате получается, что если раньше самый популярный Geely Monjaro ввозился официальными дилерами с полной уплатой плюс со своими накрутками, и его стоимость составляла почти 5 млн рублей, то по параллельному импорту, в том числе с льготной растаможкой, Monjaro можно было купить за 4 млн и даже за 3,5 млн рублей.
- И люди закрывали глаза на то, что эта машина не русифицирована, неофициальная, без официальной гарантии. А теперь этой экономии не будет», — объясняет на конкретном примере главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Означенный автомобиль в розницу продаётся в КНР по цене от 137 тыс. юаней, то есть от 1,7 млн рублей.
- И именно что в розницу, отпускная стоимость машин на заводе намного меньше.
- И, по идее, их нам и надо, если бы стояла задача пересадить граждан РФ на приличные авто вместо того автохлама, на котором люди в нашей стране катаются. По данным аналитического агентства «Автостат» средний возраст легковушек в России уже перевалил за 15 лет…
- Однако в Китае есть масса автомобилей с розничной стоимостью в 100 тыс. юаней, и в два раза меньше тоже. То есть проблему обновления российского автопарка при обоюдной выгоде — и для нас, и для Поднебесной — решить можно. Им — сбыт продукции, нам — столь необходимые транспортные средства. Без каких-либо таможенных поборов.
Однако российским чиновникам подобная забота о народе явно чужда. Положим, если граждане будут тратить меньше денег на покупку легковушек, значит, у них останется больше на что-то другое. Например, на улучшение жилищных условий, на очередного ребёнка.
Кстати, подобное решение российских властей, по сути, ставит крест на этом самом ЕАЭС. Что сие такое, в РФ, конечно, мало кто знает и понимает, но вроде как декларируется единое экономическое пространство. Его больше не будет?
- «В Киргизии уплата платежей и сборов меньше за счет более льготных режимов, например, отсутствует НДС на электрокары.
- Данные льготные режимы действительны для автомобилей, предназначенных для использования внутри страны, ввоз товара оформляется на граждан Киргизии, но затем автомобили перетекают на территорию России. Так как Киргизия и Россия входят в ЕАЭС, у них общая таможенная граница.
- В Киргизии при ввозе новой машины стоимостью 50 тыс. евро с бензиновым двигателем объемом 3 литра и мощностью 250 л.с. покупатель уплачивает пошлину в 15% и НДС в 12%.
- Всего получается 14,4 тысячи евро или 1,4 млн рублей. по текущему курсу. При ввозе в Россию единая ставка составит 48% (но не менее 7,5 евро за 1 куб. см), то есть более 2,3 млн руб., плюс нужно уплатить около 0,9 млн руб. утильсбора», — объясняет советник МКА «Аронов и партнеры» Сергей Смирнов.
То есть проблема, на самом деле, вовсе не в том, что где-то там жульническим образом занижают стоимость авто при растаможке. Просто в других странах при импорте легковушек ставки гораздо разумнее, дабы транспортные средства были более доступны для людей. Власти там, конечно, тоже себе на уме, но не до такой степени, как у нас.
По стоимости новых автомобилей Россия впереди планеты всей, в пересчёте на среднюю зарплату — тем более.
По подержанным ситуация аналогичная. При этом по уровню развития автопрома Россия уже принципиально не отличается от той же Киргизии, а Узбекистан нас давно перегнал. На очереди Казахстан, куда из РФ перебрался концерн Hyundai-Kia, причём там планы серьёзные — производство с высоким уровнем локализации. Чего в нашей стране не было и в помине. Про Иран и речь нет.
- Кому станет хуже, если в Россию навезут много новых и малоподержанных недорогих авто — легковушек, внедорожников, пикапов, грузовичков-«газелек»?
- По идее, никому, будет только польза, большая. Увеличится мобильность трудовых ресурсов, решатся многие логистические проблемы, интернет-торговли, да и в целом это даст положительный экономический эффект.
- Однако таковой, судя по всему, не нужен. В РФ не пускают не только автомобили. Например, металлообрабатывающие и прочие станки облагаются таможенной пошлиной 10% плюс нужно платить НДС в 18%. Данной техники остро не хватает, она нужна как воздух, и, по идее, государство ещё и доплачивать должно тем, кто везёт в страну это оборудование, так как без него промышленность загибается. Ан нет, поборы никто не собирается отменять.
Не хватает грузовиков, ручных инструментов, строительной техники и прочих средств производства, а также запчастей и «расходников» для них. И для автомобилей тоже. Всё это при ввозе в РФ тоже облагается непомерными поборами, включая НДС.
Многие небольшие фирмы покупают оборудование в иностранных интернет-магазинах, включая китайский Aliexpress. А граждане там же отовариваются запчастями и «расходниками» для своих авто. Что получается надёжней и намного выгодней, чем у наших торгашей, жадность которых не имеет границ.
И вот этот канал поступления в РФ столь нужных товаров опять хотят перекрыть — лимит беспошлинных покупок в зарубежных интернет-магазинах собираются уменьшить сперва до 200−500 евро в месяц, а то и вовсе до нуля. Сейчас в месяц можно заказать себе товаров на 1000 евро, а новый барьер тут же поднимет цены на 20−50%.
И на автомобильные запчасти, и на ручные инструменты, и на бытовую электронику — вообще на всё. Причём цифры небольшие — по данным Ассоциации компаний интернет-торговли объем покупок в иностранных интернет-магазинах по итогам 2023 года составил всего 197 млрд рублей. А если этот канал закрыть, вред будет в десятки раз больше.
- «Запад ведёт войну с нами на уничтожение и не собирается отказываться от своих планов, презирая всякую слабость в виде политической трусости и тщетных попыток российской „элиты“ стать для него своей, „буржуинской“», — напоминает политолог Сергей Русов.
По сути, вредители сейчас нанесли удар на «автомобильном фронте», и нам вскоре совсем не на чем будет ездить. Готовят и второй удар — хотят оставить нас без запчастей и инструментов. Не пора ли провести «зачистку» в министерствах и ведомствах?