С бензином, особенно высокооктановой марки АИ-95, вновь проблемы. Темпы роста оптовых цен этим летом превысили прошлогодние показатели. Между тем тогда ситуация казалась просто катастрофической.
Фото: Алексей Меринов
Так, 23 июля цены на АИ-95 в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СпбМТСБ) практически достигли 75 тыс. руб. за тонну. Это плюс 6% за минувшую неделю, плюс 38% с 1 июня и, наконец, рост на 73% с начала января этого года. Для сравнения: ровно год назад АИ-95 стоил 69 925 руб. за тонну — более чем на пять тысяч рублей меньше. Своего стоимостного пика эта марка достигла 7 сентября 2023 года — 76 876 руб./т. То есть до прошлогоднего рекорда осталось несколько биржевых сессий.
Правда, ситуация с АИ-92 несколько спокойнее. 23 июля биржевой показатель поднялся до 56 925 руб./т. Плюс 20% к 1 июня, 40% — к началу января этого года. Цифры также впечатляющие, как и в случае с АИ-95. Но год назад было 64 879 руб. за тонну. А пик 18 сентября показал 70 508 руб./т. Так что пока темпы роста оптовой цены ниже, чем в прошлом году.
То же с летним дизелем. 19 сентября на торгах СпбМТСБ дизель достиг 75 036 тыс. рублей. Сейчас, 23 июля, — пока чуть выше 61 тыс. рублей с тонны. Это немного меньше, чем на предыдущих торгах. Но все равно с начала года летнее дизельное топливо подорожало почти на 20%.
Однако ценовой смерч в основном обрушился на оптовые продажи. Цены в рознице, на АЗС, правительству благодаря ручному управлению удается сдерживать. По данным Росстата, с конца декабря 2023 года до середины июля этого розничные цены на бензины обеих марок в среднем выросли на 4,15%, летнего дизеля — на 2,07%. Что тем не менее приближается к темпам общей инфляции — 4,79%. При этом вице-премьер Александр Новак всегда твердо обещает, что цены на АЗС не превысят показателей общей инфляции.
Кстати, в прошлом году к середине сентября розничные цены на бензин увеличились на 9,86%, а дизеля — на 11,26%. Тогда как накопленная инфляция к тому времени достигла только 4,32%.
Топливная история получается нездоровой. В прошлом году вроде бы справились с ценами, существенно снизив их в октябре–декабре, а этим летом все вернулось на круги своя. Ситуация сложилась как по крылатым фразам Виктора Черномырдина, поражавшим граждан в бытность его председателем правительства.
6 августа 1993 года на пресс-конференции, посвященной неожиданной отмене советских рублей, он оправдывался: «Мы хотели как лучше, а получилось как всегда!». После бывший премьер выразился еще афористичнее. Правда, в памяти современников бытуют разные прочтения точного приговора эффективности государственного регулирования. Например, «никогда такого не было, и вот опять». Или несколько ближе к фольклору: «отродясь такого не было, и вот опять!».
Вспоминать цитаты Черномырдина приходится потому, что беспрецедентный рост внутренних цен на нефтепродукты в прошлом году во многом был спровоцирован необдуманными шагами правительства. Конечно, свои отрицательные роли сыграли падение курса рубля и увеличение мировых цен на нефть и нефтепродукты, а также традиционные летние ремонты на НПЗ. А в отличие от АИ-92 и дизеля высокооктанового бензина производится в нашей стране, как считают многие специалисты, недостаточно для сдерживания неожиданных ценовых пиков. Профицит производства АИ-95 в среднем по году не превышает 10–15%. Во время летних ремонтов этого недостаточно. К тому же часть бензина, востребованного на мировых рынках, перепродается с маржой топливными компаниями, не добывающими сырую нефть.
Но в прошлом году нокаутирующий удар, приведший к временному, но существенному дефициту, нанес министр финансов Антон Силуанов.
28 апреля 2023 года он объявил о планах по снижению бюджетных компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание внутренних цен (топливный демпфер) на 30 млрд руб. в месяц. Министр так объяснил это решение: «Разницу при высоких ценах на Западе мы компенсировали из бюджета, при низких ценах нефтяники доплачивали в бюджет. Сейчас западных рынков нет. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков».
Соответствующие поправки в Налоговый кодекс президент Владимир Путин подписал только 31 июля, и они вошли в действие с 1 сентября. Но уже 6 октября были отменены, и демпферный коэффициент снова с 0,5 был возвращен к 1. Но экспорт нефтепродуктов прошлым летом существенно увеличился, а нефтяники с января по октябрь получили из бюджета 1,138 трлн руб. компенсационных выплат, что на 38% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Пришлось не только возвращать прежний демпферный коэффициент, но и увеличивать обязательные продажи нефтепродуктов на бирже. До 9,5% дизеля (в этом году уже 16%) и до 13% бензинов (было 12%).
Но главное — ввели 21 сентября 2023 года бессрочный запрет на экспорт нефтепродуктов. Этот шаг оказался наиболее эффективным. Цены сразу стали падать. 8 января этого года на АИ-95 они снизились более чем на 43% — до 43 421 руб. за тонну. Поэтому запрет постепенно смягчали. В октябре разрешили возобновить частично экспорт дизеля. 17 ноября — и всего остального.
Неслучайно в этом году в правительстве решили повторить успешный опыт. 21 февраля Александр Новак предложил запретить экспорт бензина с 1 марта по 31 августа с целью сбить ажиотажный спрос на внутреннем рынке в условиях весенних полевых работ, летних отпусков и ремонта части НПЗ. Что и было сделано.
Как в воду глядели. В марте украинскими дронами был поврежден ряд ключевых НПЗ. Особенно пострадал Нижегородский НПЗ. Там была выведена из строя на несколько месяцев установка, которая производит 11% всего отечественного АИ-95.
Но к концу мая ситуация, особенно с АИ-92, стала выправляться. А в конце июня заработал в полной мере Нижегородский НПЗ. Поэтому 20 мая было принято решение возобновить вывоз бензина сначала в июне, а затем и в июле.
Однако скоро стало ясно, что мировые цены на бензин превысили внутрироссийские минимум в два раза. Цены рванули вверх, несмотря на уверения Новака в достаточных запасах бензина.
Более того, Александр Новак отмечает, что в целом ситуация на топливном рынке России сейчас стабильная, за исключением бензина Аи-95, но вопрос с ним решается, «ничего страшного не происходит».
Но хотя страха и нет, пришлось вернуться к проверенному средству. Вице-премьер 23 июля заявил: «С 1 августа автоматический запрет на экспорт нефтепродуктов (это касается только бензина) восстанавливается».
Но это еще не всё. Александр Новак признал, что рассматривается продление запрета и на сентябрь-октябрь: «Если действительно мы будем видеть, что на сентябрь-октябрь потребуется продолжение запрета поставок на экспорт бензина, то это решение будет принято».
Так что история с ценами на нефтепродукты закольцевалась — прямо по теории циклического развития истории. Правительство вновь пытается удержать цены за счет запрета экспорта. Впрочем, только на бензин. Между тем аналитики рынка предлагают увеличить предложение на внутреннем рынке прежде всего АИ-95, который уже вытеснил АИ-92 (более 50% продаж на бирже и АЗС) с пьедестала «народного» бензина. Для этого необходимо разделить на бирже обязательные торги АИ-92 и АИ-95, так как сейчас увеличение продаж бензина идет в основном за счет АИ-92. И самое главное — увеличить производство АИ-95.
Справедливости ради стоит отметить, что Новак распорядился подготовить поправки в НК, которые разделят обнуление демпфера в случае падения внешних цен на отдельные позиции по бензинам и дизелю. Сейчас компенсационные выплаты по обоим нефтепродуктам обнуляются одновременно.
Прогнозировать ситуацию не так просто. Но можно надеяться, что оптовые цены сейчас стабилизируются, а осенью, как и в прошлом году, снизятся. А розничные цены точно не выйдут за рамки инфляции. Вот только в этом году инфляция может стать двузначной.