Все больше российских компаний развивают свою внешнеэкономическую деятельность. А как иначе? Стране нужно увеличивать экспортные доходы и как-то их стабилизировать. В выходе на международные рынки предпринимателям помогает инфраструктура поддержки экспорта, созданная в России благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт». Его миссия — приоритетная поддержка несырьевого неэнергетического экспорта. В новых условиях речь идет в первую очередь о торговле на рынках дружественных стран и новой географии экспорта. Экспортерам доступны разнообразные инструменты господдержки — от помощи в размещении товаров на иностранных маркетплейсах до демонстрационно-дегустационных павильонов АПК за рубежом. Как и куда расти местным производителям? Об этом — в материале «BitNewstoday.ru».
Фото: freepik-ru.freepik.com
Благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» число экспортеров среди субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) выросло на 60% — до 83 тысяч. Такие данные за 4 года его реализации (с 2020-го по 2023-й) приводят в Российском экспортном центре (РЭЦ). Меры государственной поддержки помогают российскому бизнесу расширять географию экспорта и находить иностранных партнеров в дружественных странах.
«Проекты технологического суверенитета должны стать мотором обновления нашей промышленности, помочь всей экономике выйти на передовой уровень эффективности и конкурентоспособности. Предлагаю поставить здесь цель: доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке за предстоящие шесть лет должна увеличиться в полтора раза, а объем несырьевого, неэнергетического экспорта — не менее чем на две трети», — отметил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию.
Между тем, по данным Минпромторга России, объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) из России по итогам 2023 года составил $146,3 млрд. Группа Российского экспортного центра поддержала порядка 24 тысяч компаний в 2023 году.
Выход на международные рынки начинается с информации
Для экспортеров работает цифровая платформа «Мой экспорт», которая позволяет получать услуги в сфере внешнеэкономической деятельности в режиме одного окна онлайн. Площадка помогает предпринимателям оформлять необходимые документы, искать потенциальных клиентов, получать консультации и обучаться новым компетенциям. Здесь и работа с маркетплейсами, и, что немаловажно, возможность подать заявку на меры государственной поддержки.
Количество зарегистрированных компаний на платформе «Мой экспорт» за 2023 год выросло на 12 тысяч. Сейчас экосистемой пользуются более 30 тысяч юридических лиц и ИП.
Направления сбыта расширяем, объемы наращиваем
Без поддержки небольшие компании не справились бы с возникшими трудностями: попасть на международные рынки в условиях геополитической турбулентности весьма сложно. Но даже из самой непростой ситуации можно найти выход. Предприниматель рассказал «BitNewstoday.ru», с какими проблемами ему пришлось столкнуться и какую роль в их решении сыграла помощь со стороны государства.
Основанное в 1999 году семейное предприятие «Фамильный текстиль» производит и экспортирует более 80 видов подушек с валиками и перегородками для различного способа лежания. Фото: freepik-ru.freepik.com
«Благодаря помощи Российского экспортного центра и ЦПЭ Новосибирской области мы достигли значительных результатов в развитии экспорта. Доступность необходимой информации по запросам, возможность обучения и сопровождения кураторами в полевых исследованиях стали стимулом для развития нашего экспорта. Программа «Сделано в России» побудила нас пересмотреть весь процесс производства нашей выпускаемой продукции. Мы перестроились и сейчас основной акцент делаем на экспорте», — уточнил управляющий компании Сергей Загуляев. По итогам 2023 года компания заключила 9 экспортных контрактов на общую сумму 69,1 млн рублей.
Для вступления в программу продвижения «Made in Russia» компании необходимо пройти процедуру добровольной сертификации продукции, работ (услуг). Важно то, что продвигают российские товары не под конкретными брендами, а с помощью единого «зонтичного» бренда «Сделано в России» с логотипом в виде «птички», который уже хорошо знают многие иностранные потребители.
Как развивается производство электротранспорта в России
На развитие рынка электроавтомобилей и зарядной инфраструктуры в России направлена стратегическая инициатива правительства «Электроавтомобиль и водородный автомобиль». Ее цели к 2030 году: производство не менее 10% электроавтомобилей в общем объеме производства транспортных средств в России; ввод более 1 тыс. водородных заправок и более 72 тыс. зарядных станций для электроавтомобилей.
Так, ярославская компания «Передовая энергетика» создала зарядную станцию для электромобилей на базе гибридной газопоршневой установки, способную вырабатывать электроэнергию с практически нулевым воздействием на окружающую среду. Новинку уже представили на отраслевой выставке в ОАЭ. Также проект презентован потенциальным партнерам в Казахстане на Петербургском международном газовом форуме.
Это инфраструктурный проект, созданный на основе российских, и в том числе ярославских, комплектующих, полностью подготовленный к интеграции в систему газозаправочных станций. Разработчики уверены, что с его внедрением в стране может резко возрасти спрос на электромобили.
Беспилотникам везде дорога Фото: diana.grytsku-ru.freepik.com
На международном рынке продукция российских разработчиков имеет устойчивый спрос и есть перспективы наращивания экспорта готовых решений и услуг в сфере беспилотных авиационных систем (БАС). На развитие производства таких аппаратов гражданского назначения и беспилотных технологий нацелен национальный проект «Беспилотные авиационные системы».
Так, компания «Аэромакс» из Москвы разработала модель беспилотного гражданского воздушного судна взлетной массой 3000 кг. SH-3000 будет обладать повышенной грузоподъемностью и уникальными летно-техническими, эксплуатационными характеристиками, которые позволят использовать беспилотник практически во всех климатических и географических условиях. Максимальная полезная нагрузка составит до одной тонны.
О доступных мерах господдержки предприниматели и все желающие смогут узнать на Дне экспорта, который пройдет 10 мая на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ (75-й павильон).