Названы пути решения Россией проблемы с мигрантами

Мы привычно называем приезжающих на заработки в нашу страну из стран бывшего СССР мигрантами, хотя этот термин не совсем применим к нашей ситуации. Мигрант — это лицо, приезжающее в чужую страну для временного или постоянного проживания в силу социально-экономических или военно-политических причин.

Она является лишь следствием торжества звериного капитализма в 1990-е Фото: Дарья Лукашова

Разного рода эксперты и политики часто приводят в качестве примера «засилье» мигрантов в странах Западной Европы, в которых лица, приехавшие из Африки или Азии, отказываются интегрироваться в социальные отношения, сложившиеся в странах, предоставивших им убежище. Ключевая особенность данной ситуации состоит в том, что в европейские страны прибывают мигранты, как правило, из государств, образовавшихся на осколках бывших колониальных империй. По сути, потомки бывших колонизаторов расплачиваются за столетия эксплуатации коренного населения захваченных ими территорий тем, что граждане развивающихся государств используют фактор миграции для повышения собственного качества жизни.

У меня нет желания давать какую-либо оценку происходящего с мигрантами в странах Западной Европы (это не наш вопрос). Я лишь хочу сказать, что наша ситуация принципиально иная. Большинство приезжих на заработки в нашу страну — это либо родившиеся в Советском Союзе, либо потомки в первом поколении граждан СССР. По нашему законодательству все эти люди — наши бывшие сограждане, которые имеют право, например, на участие в программах поддержки соотечественников. При всей сложности нашего отношения к так называемым мигрантам этот фактор тоже не надо забывать.

Итак, откуда возникла проблема с мигрантами? Истоки ее — в том самом распаде Советского Союза. Большая часть стран Центральной Азии оказалась оторвана от общего советского рынка, что привело к безработице и значительным экономическим катаклизмам. Начавшийся в России в нулевых экономический рост обозначил запрос в нашей стране на трудовые ресурсы, в том числе на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые, которые и были интегрированы из государств бывшего СССР. По оценкам компетентных органов, сейчас в России официально трудится до 5 млн мигрантов, в основном из стран Центральной Азии. Добавим, что многие из ранее приехавших уже стали гражданами Российской Федерации. При этом зависимость, например, Киргизии и Таджикистана от переводов гражданами этих стран на родину заработанных в России средств колоссальна и составляет существенные доли в общем объеме ВВП этих государств.

Существуют разные мнения относительно того, нужны ли российской экономике мигранты или нет. Ряд экспертов считает, что приезжие фактически «отбирают» работу у наших граждан в регионах. При этом другие эксперты отмечают, что в России без мигрантов встанут целые отрасли и хозяйственные комплексы: стройка, сфера ЖКХ, транспортные компании, сфера услуг, торговля и общественное питание.

По большому счету большинство из нас ничего плохого против выходцев из Центральной Азии не имеет. У нас у всех в России еще сохраняются традиции интернационализма и межнационального согласия. Но граждане нашей страны совершенно справедливо задают как минимум два абсолютно оправданных вопроса: почему у работодателей существует возможность снижать заработную плату до нищенского уровня, за которую готовы работать только приезжие из стран бывшего СССР, и почему мигранты не интегрированы в российское общество, часто игнорируют наши традиции, обычаи и культуру?

И здесь мы подходим к фундаментальным причинам появления обозначенной выше проблемы. Они лежат в плоскости распада СССР в 1991 году, о котором мы уже говорили. Тогда в России, с одной стороны, начал формироваться ускоренными темпами звериный капитализм, а с другой — Россия фактически ушла из Центральной Азии.

Следствием первой причины стал чудовищный крах социальных и экономических прав трудящихся в нашей стране, когда работодатель получил право платить работнику гроши, игнорировать социально-трудовые права, не заботиться о социальных условиях жизни и деятельности трудящихся. И если в 90-е данная ситуация приводила к сокращению темпов экономического производства и фактическому сворачиванию целых отраслей и комплексов, то с началом экономического роста в нулевые обозначилась масштабная необходимость в рабочих руках.

Данную потребность можно было бы решить через повышение производительности труда, подготовку и переподготовку персонала, выплату достойной заработной платы, но работодатель с фактического согласия государства пошел по иному пути. Он, руководствуясь принципами звериного капитализма, предпочел сэкономить на издержках и вывести на рынок сотни тысяч мигрантов из стран бывшего СССР.

Здесь стоит добавить, что осознанной созидательной интеграционной политики России в отношении наших соседей на южных рубежах не было несколько десятилетий. Мы, в России, в отношении новых центральноазиатских государств всегда исходили из трех постулатов: 1) они наши друзья, 2) они сами во всем разберутся, 3) если им будет нужна помощь, то мы им ее окажем. По сути, данные постулаты (как бы к ним ни относиться) привели к фактическому уходу России из активной внешней политики в Центральной Азии, что с учетом близости данного региона к зонам мировых конфликтов могло создать проблемы более высокого и масштабного характера.

При этом данные решения и события привели к появлению последствий, связанных с нашим российским миграционным кризисом и общими проблемами политического позиционирования России в регионе. С одной стороны, в Россию хлынули миллионы наших бывших сограждан, а с другой — многие новые республики так и не смогли построить свои собственные самодостаточные политически и экономически обоснованные государства. И с учетом нашей с ними географической близости это не только их проблема, но и наша.

Возражения наших граждан против приезда мигрантов вполне понятны. Гости (или даже новые граждане) из стран бывшего СССР часто не хотят интегрироваться в российское общество, чтить наши традиции, соблюдать наши обычаи. Они периодически ведут себя вызывающе и иногда выходят за рамки дозволенного, позволяя себе неуважительное отношение к тем, кто создавал и строил нашу страну, к тем, кто считает Россию своим домом не по факту проживания, а в силу мировоззрения и приверженности ценностям великой российской культуры. Про этническую преступность мы тоже не имеем права забывать. Так что же делать? Здесь важно обратить внимание на три ключевых аспекта.

Во-первых, нужна обязательная социальная адаптация тех, кто приезжает к нам на заработки из стран ближнего зарубежья, а особенно тех, кто намерен в перспективе получить российское гражданство. При этом усилия по интеграции мигрантов в российское общество должно предпринимать не только государство, но и работодатель. По сути, он должен нести ответственность не только за организацию труда приезжего, но и за его поведение вне производственного процесса. Как известно, единственный эффективный инструмент достижения межнационального согласия и социальной гармонии — совместный созидательный труд и общие победы. Неслучайно «на передке» не бывает межнациональных конфликтов. Хорошо бы государству и корпорациям не забывать об этом и в мирной жизни.

Несколько слов о тех мигрантах, кто уже приобрел гражданство России… Современное российское законодательство позволяет лишать приобретенного гражданства России за совершение преступлений в сфере национальной безопасности. Ряд депутатов, в первую очередь из фракции «Справедливая Россия — За правду», выступает за однозначное расширение оснований для лишения приобретенного гражданства, например, в случае совершения лицом насильственных преступных действий в отношении граждан нашей страны. У всех должно сложиться однозначное понимание того, что гражданство России — это не только огромная честь и благо, но и серьезная ответственность. Про обязательность службы в армии (особенно в зоне СВО) для «новых» граждан из числа бывших иностранцев я уже и не говорю. Это, что называется, обязательная программа.

Второй аспект в работе с потенциальными мигрантами — постоянное активное политическое, экономическое и гуманитарное присутствие России в Центральной Азии. По сути, интеграция граждан этих государств в российский культурный контекст должна производиться на их родине. Тем более что это не так уж и сложно с учетом того, что и Россия, и Центральная Азия исповедуют схожие традиционные духовно-нравственные ценности, принадлежат к нашей общей евразийской цивилизации и потенциально могут иметь единую евразийскую интеграционную идеологию.

Третий же, самый важный, аспект данной проблемы состоит в том, что все обозначенные выше противоречия проистекают из формирования и становления уже упоминавшегося выше звериного капитализма. Решить проблему с мигрантами можно только, изменив существующую в России общественно-экономическую формацию. Если мы во всем и всегда будем ставить во главу углу аспект рентабельности, сокращения издержек и максимизации прибыли, то у нас не появятся ни интеграционные программы, ни достойные условия труда, ни защита прав трудящихся, ни рост производительности, ни повышение статуса человека труда.

Социальные инвестиции и развитие социальной инфраструктуры нужны не только и даже не столько мигрантам из стран бывшего СССР. Реализация норм и ценностей социального государства необходимы в первую очередь для роста качества жизни наших собственных граждан, а также для осуществления долгосрочного опережающего социально-экономического развития. И здесь социальные инвестиции в обязательном порядке призваны дополняться инфраструктурным развитием и модернизацией экономики, которая должна строиться на социалистических основаниях, когда труд и экономическое развитие приводят не к обогащению части социума, а к формированию общих социальных ценностей и общего благосостояния.

Скажу еще раз: проблема мигрантов — лишь следствие торжества звериного капитализма. Если изменить общее, то и детали и частности изменятся.

Оцените статью
Bitnewstoday
Добавить комментарий