Международное энергетическое агентство (МЭА) считает, что Киев с начала 2025 года может прекратить поставки в Европу российского газа через Украину. В преддверии зимы это самая большая неопределенность – во всяком случае, для европейцев. Будут ли в их домах тепло и по сколько евро за тепловые калории они станут платить?
Фото: Stefan Sauer/dpa/Global Look Press
Контракт России с Украиной на транзит газа в Европу истекает в конце декабря нынешнего года. Ранее Владимир Зеленский заявлял, что Киев не будет продлевать соглашение с «Газпромом» на транзит газа. Хотя добавлял, что после истечения контракта украинская сторона совместно с ЕС станет решать вопрос о поставках российского газа в Европу через свою территорию.
В общем, ситуация складывается непонятная. Во всяком случае, многие эксперты, как и аналитики МЭА, считают, что Киев перекроет подачу голубого топлива странам ЕС. Хотя без газа они по любому не останутся, российские поставки смогут покупать за счет аукционов с бронированием мощностей и переноса точки сдачи газа.
Прекращение украинского транзита не создаст немедленной угрозы отдельным государствам Евросоюза. У них созданы достаточные мощности по хранению, действует взаимосвязь газопроводных систем и через терминалы в Германии и Италии налажен доступ к мировому рынку СПГ – сжиженного природного газа.
Однако зависшая ситуация, понятное дело, нервирует европейцев. Если транзит все же будет закрыт, то только по итогам первого квартала 2025 года они потеряют около 6 миллиардов кубометров газа из России. А в целом по году — 15 миллиардов кубов. Эти ресурсы надо каким-то образом замещать и за них расплачиваться, что явно влетит заинтересованным государствам в «копеечку». Надо учитывать, что украинский маршрут обеспечивал около 65 % совокупных потребностей Австрии, Венгрии и Словакии.
— Пока трудно прогнозировать – сохранится ли этот транзит или нет, вопрос завис в воздухе, — считает ведущий аналитик Фонда Национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Свое веское слово в этой ситуации должна сказать Америка. Но ей сейчас не до этого, США готовится к выборам. Не исключаю, что все решится в последний момент, после выборов президента США, «под елочку».
— Объемы поставок российского газа в Европу сегодня сравнительно небольшие. Европейцам нужен наш газ?
— Разумеется. Если бы они хотели от него отказаться, то давно ввели бы полностью запретительные санкции. Но они этого не сделали по экономическим причинам. Запреты не введены ни на сжиженный, ни на трубопроводный российский газ. Если Киев закроет транзит, ЕС, в разгар отопительного сезона, лишится 15 миллиардов кубометров газа. Для европейских потребителей, как минимум, поднимутся цены. Можем будет увидеть газ и по 600, и по 700 долларов за 1000 кубометров. Это неприятная история для европейской экономики. Особенно пострадают те, кто получает наше топливо по трубе – Словакия и Австрия. Ну а дальше по цепочке цены поднимутся на любой газ, не только российский.
— На сколько процентов?
— Если сегодня, в межсезонье и при заполненных подземных хранилищах в Европе, стоимость тысячи кубов выше 400 долларов, то с 1 января 2025 года, при закрытом транзите через Украину, цены могут подскочить в два раза выше, чем сейчас. Все будет зависеть от погоды. Предыдущие две зимы в Европе были очень теплые, в некоторых странах континента температура ни разу не о пускалась ниже нуля. А если ударят морозы, то цены на газ могут скакнуть и до тысячи долларов за тысячу кубов.
— Есть ли смысл Москве бороться за продолжение украинского транзита на европейский рынок, учитывая геополитическую ситуацию?
— Нам нельзя терять европейский рынок сбыта, эти объемы мы никуда не перенаправим. «Газпром» будет вынужден сократить добычу, в результате, государство недополучит налогов на добычу полезных ископаемых и экспортную пошлину в бюджет. Нельзя сказать, что это большая потеря для России, но нашему бюджету важна каждая копейка. Поэтому наше задача – удержать рынки сбыта. Если уйдем из Европы, сделаем подарок США. Там реализуется множество проектов СПГ, американцы заполнят 15 миллиардов кубометров своими поставками.
Вообще, от прекращения транзита пострадают все страны, деньги потеряют и Россия, и Европа, и Украина. Киев лишится денег за транспортировку российского газа – несколько миллиардов долларов в год. К тому же, украинская система внутреннего газоснабжения завязана на транзит. Киев потребляет часть европейских объемов, а потом их возмещает за счет внутренней добычи газа.
В 2019 году на Украине уже готовились отказаться от транзита, моделировали разные ситуации. Сейчас вообще ничего нет, тишина. Не исключаю, что Киев сам не хочет прекращать транзит. Ну а в плюсе окажется только США.