Названы последствия остановки Украиной газового транзита: кто больше потеряет

В конце 2024 года истекает срок договора на транзит российского газа в Европу через территорию Украины. ЕС не заинтересован в его продлении, уведомила на днях Киев еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон. Насколько позиция официального Брюсселя согласована со Словакией, Чехией, Австрией и другими странами-членами альянса, чья экономика критически зависит от трубопроводных поставок из России, чиновница не уточнила. И в этой связи возникает несколько вопросов: окончательную ли позицию высказал Брюссель или еще возможны варианты? И если транзит все-таки окончательно перекроют, кто окажется от этого в наибольшем проигрыше?.

Эксперт Юшков: «Некоторым странам ЕС нечем будет восполнить российское сырье»

Симсон от лица Брюсселя пообещала найти решения для государств, которые получают российское сырье по украинскому маршруту. «Мы сможем использовать систему газохранилищ на Украине для хранения газа и для реверсных поставок», — сказала она. Между тем, реальность намного сложнее и суровее, чем светлые, но оторванные от жизни представления европейских функционеров.

Текущий пятилетний контракт стал результатом переговоров между Москвой, Брюсселем и Киевом, прошедших в конце 2019 года. Но свои подписи под нам (и это принципиально важно) поставили представители только двух сторон – России и Украины. Был также подписан пакет документов об урегулировании судебных споров и взаимных претензий между «Газпромом» и «Нафтогазом». По условиям «Газпром» гарантировал прокачку суммарно не менее 225 млрд кубометров природного газа: 65 млрд — в 2020 году, по 40 млрд — в 2021–2024 годах.

На эти объемы распространялось правило ship-or-pay («качай или плати»), а «Нафтогаз» бронировал соответствующие мощности у компании «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ), созданной в рамках перехода на европейские правила. Размер тарифа не оглашался, но эксперты оценивали суммарный доход как минимум в $7 млрд, то есть, около $31 за 1 тысячу кубометров. В реальности объемы прокачки довольно сильно отстали от запланированных: так, в 2020-м транзит сократился на 38% по сравнению с 2019 годом, во многом, из-за ковидной пандемии.

Однако настоящие проблемы с транзитом возникли позже — почти сразу после начала СВО. Россия в ответ на санкции ввела новую систему оплаты за газ в рублях, ряд потребителей обратились к альтернативным источникам, а Украина перекрыла одну из точек входа в свою ГТС (ГИС «Сохрановка»). Тогда в украинскую ГТС из России поступило около 19 млрд кубометров газа, в 2023-м — 14 млрд. Тему транзитного контракта вроде бы закрыл глава Минэнерго Украины Герман Галущенко, заявив, что Киев не будет вести переговоры с Москвой о его продлении. Но в январе 2024-го премьер Словакии Роберт Фицо, пообщавшись с украинским коллегой Денисом Шмыгалем, допустил продолжение транзита в 2025 году.

Таким образом, сама возможность поставок российского газа через территорию Украины не снята с повестки дня. Нового договора точно не будет, а вот с транзитом всё не так однозначно. Но почему же тогда еврокомиссар Кадри Симсон заговорила об отсутствии у Брюсселя интереса к продлению контракта? Прямо какой-то секрет Полишинеля получается. Ситуацию мы обсудили с экспертом Финансового университета при правительстве РФ Игорем Юшковым.

— Евросоюз вообще ничего не решает. К двустороннему коммерческому контрагенту между «Газпромом» и оператором ГТС Украины он имеет весьма косвенное отношение. Так что слова еврокомиссара звучат странно. Похоже, еврочиновники хотят показать, что участвуют в процессе, что от них что-то зависит. На самом же деле здесь важна, скорее, позиция Соединенных Штатов (с их масштабным экспортом СПГ), кровно заинтересованных в окончательном изгнании российского газа с европейского рынка. Велика вероятность, что Вашингтон настоятельно «попросит» Киев прекратить транзит. Что касается нынешнего пятилетнего договора, качать газ через Украину в Европу можно и без него. Продлят или нет — абсолютно никакой роли не играет.

— Почему?

— С 2019 года Украина начала переходить на европейскую систему регулирования газового рынка. Они внедрили у себя антимонопольное законодательство ЕС, а также систему аукционов, на которых разыгрываются объемы прокачки – на сутки вперед, на неделю, на месяц, на квартал. То есть, на короткий период. «Газпром» принял участие в таком мероприятии в 2021 году. По долгосрочному контракту компания обязалась прокачивать 109,5 млн кубометров в сутки, но в 2021-м нередко возникала необходимость качать больше, и дополнительные объемы «Газпром» брал на этих самых аукционах. Их Украина проводить обязана по закону, соответственно, российская сторона вполне может вернуться к этой практике. Другое дело, что американцам по силам остановить сам транзит. Они либо сами введут санкции в отношении «Газпрома», либо делегируют эту задачу Киеву.   

— Кто из сторон пострадает в наибольшей степени в таком случае?

— Главным образом, та часть Европы, которая не имеет выхода к морю и снабжается газом только по украинскому маршруту: Чехия, Австрия, Словакия, Швейцария. Распределение сырьем происходит не совсем равномерно. Скажем, Вена заявила, что получила все контрактные объемы от «Газпрома» за 2023 год, с остальными неизвестно. Братислава потеряет еще и доходы от транзита, поскольку точка сдачи-приемки газа, где право собственности переходит от «Газпрома» к европейским компаниям, находится в Австрии – на газовом хабе Баумгартнер. Этим странам придется искать газ (сжиженный природный) где-то на мировом рынке и платить соседям на континенте, имеющим выход к морю. Причем неизвестно, хватит ли у последних инфраструктурных мощностей для регазификации и транспортировки, чтобы принять нужные объемы сырья, а затем доставить вглубь Европы. Кроме того, ситуация отразится на ценах: в какой-то степени они вырастут для европейцев. Даже несмотря на то, что в ЕС мы поставляем немного: в 2023 году — 29 млрд кубометров, из которых 14,5 млрд – по украинскому маршруту. Столько же идет через «Турецкий поток» (по одной из веток газопровода) в Болгарию, Грецию, Северную Македонию, Румынию, Сербию и Венгрию.  

— Каковы будут потери Украины и России, если транзит остановится?

— Киев лишится доходов, пусть и не очень больших – $1,2-1,5 млрд в год — от «Газпрома». Часть денег уходит на обеспечение деятельности украинской ГТС, часть поступает в бюджет страны. Соответственно, газотранспортную систему придется каким-то образом перестраивать, а это дело затратное. Плюс, остановка прокачки в Европу снизит роль, значение Украины как страны-транзитера. Что касается России, она потеряет крупный рынок сбыта, всегда готовый принять ее природный газ и остро нуждающийся в нем.  

Источник

Оцените статью
Bitnewstoday
Добавить комментарий