Позитивные эффекты развития биоэнергетики, возможные риски и стратегические планы по популяризации «зеленой» энергии изучили Ирина Попова и Александр Игнатов, эксперты Института прикладных экономических исследований Президентской академии. За основу анализа ученые взяли доклады агентств МЭА и IRENA, исследующих данную отрасль.
Фото: bearfotos-ru.freepik.com
Важная альтернатива для нефти и газа
Авторы работы отмечают, что МЭА и IRENA считают биоэнергию важной альтернативой углеводородам, несмотря на возможные негативные последствия. Энергия может стать ключевым источником топлива для различных отраслей, включая авиацию и морской транспорт.
Организации ожидают кратный рост производства биоэнергии для достижения целей Парижского соглашения о климате 2015 года. Отмечается, что биоэнергия производится из органического материала, который содержит углерод, поглощенный растениями в процессе фотосинтеза. При использовании биомассы для получения энергии углерод высвобождается и возвращается в атмосферу.
Производство больших объемов биомассы делает биоэнергетику топливом с практически нулевым уровнем выбросов. Сегодня на биоэнергетику приходятся 55% возобновляемой энергии и свыше 6% мирового энергоснабжения. При этом некоторые эксперты убеждены, что при сжигании биомассы выделяется столько же СО2, сколько при сжигании угля.
Глобальный альянс по биотопливу
В рамках председательства в «Группе двадцати» Индия предложила создать Глобальный альянс по биотопливу для объединения усилий по расширению рынков. МЭА рекомендовало альянсу способствовать развитию рынков и ускорять технологическую коммерциализацию отрасли.
Несмотря на риски для Российской Федерации (как страны, которая занимается добычей и торговлей углеводородами), развитие биоэнергетики может принести государству много пользы из-за потенциала в производстве биомассы.
«Понятно, что Индии, Бразилии и Индонезии нужны технологии, которыми располагают США, Канада, ФРГ и ЕС, а также инвестиции. Очевидно, альянс будет развиваться в ходе Бразильского председательства в «Группе двадцати», – убеждены авторы исследования.
Необходимость финансирования и господдержки
Чтобы воплотить в реальность сценарий «Чистый ноль выбросов к 2050 году» рекомендуется до 2030 увеличивать на 8% в год использование бионергетики.
Фото: senivpetro-ru.freepik.com
Также IRENА рекомендует странам G20 включить цели по экономике замкнутого цикла и биоэкономике в системы национального планирования и государственную политику, принять стратегии для биоэнергетической отрасли, развивать финансирование и поощрять международный трансфер технологий.
По подсчетам специалистов для развития биотопливной и водородной отраслей в ближайшем будущем потребуется около 3,4 трлн долларов. Чтобы реализовать потенциал биомассы, стоит также расширить масштабы использования и сбора ее остатков, разработать цепочки поставок для маркетинга. К 2050 году число рабочих мест в сфере возобновляемой энергетики достигнет 11,3 млн.
Возможные риски
Несбалансированное развитие биоэнергетики приведет к угрозам продовольственной безопасности и увеличению выбросов. Для поддержки отрасли IRENA рекомендует применять гранты, льготные тарифы, сертификационные схемы и стимулирование осведомленности общества.
В организации убеждены: несмотря на факторы, способствующие распространению биоэнергетики, на пути ее развития стоят препятствия.
Например, высокая стоимость технологий биоэнергетики и отсутствие доступа к финансированию. Также в отрасли отсутствуют специальные нормативные акты, а биоэнергетика сталкивается с культурными и информационными барьерами. На внедрение биотоплива влияют и цены на нефть.
В завершение исследования специалисты Президентской академии отметили важность изучения потенциала России в части производства биоэнергии. Они подчеркнули, что наша страна может стать важным игроком в налаживании потенциальных взаимовыгодных связей в этой сфере.