Что нам следует делать с недавним ужесточением позиции Эммануэля Макрона по вопросу конфликта на Украине?
В начале конфликта президент Франции провел бесчисленные часы в разговорах с Владимиром Путиным; теперь он проводит время, раздумывая над сценариями, согласно которым французские войска могут быть отправлены в Украину, и призывает других европейских лидеров перестать быть «трусами».
The Wall Street Journal сообщает, что Макрон использовал секретные беседы с президентом США Джо Байденом и канцлером Германии Олафом Шольцем, чтобы заставить их изменить свой подход к Украине.
Чем объясняется новый подход Макрона?
Вполне возможно, что французский лидер прозрел и что Франция переживает постоянный стратегический сдвиг, который превратит ее в центрального игрока в Восточной Европе. Однако в этом случае возникает вопрос, почему эта риторика до сих пор не подкрепляется реальным наращиванием военной мощи внутри страны и более энергичной военной помощью Украине.
Более циничный, но, к сожалению, более правдоподобный ответ связан с внутренней политикой. Конфликт создал линию разлома во французской политике. Столкнувшись с натиском сторонников умиротворения как крайне левых, так и крайне правых, Макрон мало что выиграет от действий в качестве еще одного умиротворителя. Вместо того, чтобы пытаться конкурировать с ними, для него имеет больше смысла наклониться и без извинений нести украинскую мантию, прежде чем другие центристы – в первую очередь левый интернационалист Рафаэль Глюксманн – сбегут с ней.
Ничто из этого не является новой политической территорией для Макрона. В своей речи в Братиславе в мае прошлого года он признал, что восточноевропейцы были правы, определив российскую угрозу, и что Запад, включая Францию, ошибся, преуменьшив ее.
Разумно ожидать, что поддержка Макроном всей силы Франции в поддержку Украины также будет сопряжена с определенными условиями. Фактически, один из них скрывается на виду: Франция без колебаний присоединилась к Венгрии и Польше в стремлении ограничить экспорт сельскохозяйственной продукции из Украины в ЕС. Помимо сахара, птицы и яиц, теперь в список товаров, на которые распространяются ограничения на импорт ЕС, должны быть добавлены некоторые крупы и мед.
Что еще более важно, базисный период, используемый для расчета годовых пределов, был продлен и теперь включает 2021 год, когда Украина экспортировала в ЕС относительно мало. По словам представителя Европейской комиссии , для находящейся в боевой ситуации Украины изменение политики может означать потерю 1,2 миллиарда евро доходов от торговли.
По крайней мере, существует противоречие между «защитой» Европы от сельскохозяйственного экспорта Украины и ведением переговоров о вступлении в ЕС с Киевом. В конце концов, когда Украина присоединится к блоку, у нее по-прежнему будет высококонкурентный сельскохозяйственный сектор, способный так же «подрезать» фермеров по всему ЕС, как и сегодня. Хуже того, существует противоречие между отказом в доступе Украины к рынку и необходимостью мобилизации финансовой поддержки, чтобы удержать свое правительство на плаву в финансовом отношении во время конфликта.
Spectator