В силу сложившейся географии в нашей стране не мало отдаленных населенных пунктов, логистика к которым сильно затруднена. Это касается не только подвоза продуктов, но и вывоза мусора. Чтобы решить эту проблему был разработан законопроект, регулирующий вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) с труднодоступных территорий. Во вторник, 19 марта, он был принят Госдумой в первом чтении. Правовой документ предлагает относить к труднодоступным те территории, которые удалены от объектов обращения с ТКО более чем на 300 км, а также ввести понятие мусороперегрузочной станции, на которой можно будет накапливать ТКО на срок до 12 месяцев.
Фото: пресс-служба РЭО
По мнению специалистов, главная проблема в том, что создание инфраструктуры по обращению с ТКО непосредственно на таких территориях зачастую неэффективно и дорогостояще. А, значит, нужно создать эдакие перевалочные пункты для мусора — мусороперегрузочные станции, где будут накапливаться отходы, которые впоследствии в достаточном объеме будет вывозиться на объекты обработки обращения с ТКО.
«В России немало регионов, в которых имеются труднодоступные территории. При этом в таких населенных пунктах образуется ТКО, которые необходимо подвергать обработке и утилизации, но проблемы возникают на этапе логистики. Не всегда представляется возможным производить регулярный вывоз. Для того, чтобы устранить такую проблему, требуется принятие ряда нормативных актов. РЭО совместно с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Комитетом Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и Минприроды России подготовили законопроект. Он направлен на решение проблем вывоза ТКО с территорий с особыми географическими и природно-климатическими условиями, с которыми отсутствует круглогодичное транспортное сообщение и которые значительно удалены от объектов обращения с ТКО», — сообщил глава Российского экологического оператора Денис Буцаев.
Согласно законопроекту к труднодоступным территориям будут относиться муниципальные образования или их части, из которых в связи с географическими, природно-климатическими условиями отсутствует возможность круглогодичного регулярного (не реже одного раза в месяц) транспортирования ТКО автомобильным или водным транспортом до объектов обращения с ТКО. Масса образования отходов на таких территориях не будет превышать 20 тысяч тонн в год. А сами населенные пункты должны быть удалены от ближайших легальных свалок минимум на 300 километров.
Места, которые можно считать труднодоступными, будут определяться в территориальных схемах по согласованию с Российским экологическим оператором.
«Законопроектом также вводится понятие мусороперегрузочной станции, на которой можно будет осуществлять накопление ТКО (на труднодоступных территориях — на срок до 12 месяцев). Расходы на создание и эксплуатацию мусороперегрузочных станций будут включаться в тариф регионального оператора при условии, что их создание и эксплуатация обеспечивают снижение расходов на транспортирование ТКО по сравнению с их транспортированием без использования мусороперегрузочных станций», — добавил замгендиректора РЭО Алексей Макрушин.
Особенности обращения с ТКО на труднодоступных территориях, в том числе в части сроков накопления ТКО на них, будут определяться в правилах обращения с ТКО, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в части урегулирования обращения с ТКО на труднодоступных территориях был принят Госдумой в первом чтении 19 марта 2024 года.
Его принятие поможет облегчить логистику вывоза мусора, а также избежать стихийных свалок в отдаленных поселениях страны.
Напомним, компания «Российский экологический оператор» создана по Указу Президента 14 января 2019 года. Ключевая задача РЭО — сформировать комплексную систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в России. Согласно нацпроекту «Экология», это необходимо, чтобы сократить объем захоронения ТКО и тем самым снизить экологическую нагрузку на население. Цель к 2030 — сортировка 100% объема ТКО и снижение на 50% ТКО, которые направляются на полигоны. Достижение таких показателей невозможно без построения экономики замкнутого цикла.