Минимальный и безопасный: что происходит с долговой нагрузкой регионов

Эксперт Института прикладных экономических исследований Президентской академии Александр Дерюгин проанализировал темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов в IV квартале прошлого и I в квартале этого года. По его мнению, для реализации майского президентского указа о национальных целях развития России до 2030 г. и в перспективе до 2036 г. может потребоваться дополнительная финансовая помощь регионам, а также ее перенастройка, предусматривающая большой выравнивающий эффект.

 Минимальный и безопасный: что происходит с долговой нагрузкой регионов Фото: Наталья Мущинкина

«На динамике доходов региональных и местных бюджетов в I квартале продолжают сказываться последствия перехода налогоплательщиков на уплату налогов через единый налоговый счет, приводящие к некоторой несопоставимости квартальных данных. Возможным драйвером роста налоговых доходов регионов может стать НДФЛ, но в целом в этом году ситуация не позволяет надеяться на итоговые высокие темпы роста региональных доходов», — подчеркнул Дерюгин.

По итогам I квартала 2024 г. общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов России составил 5,1 трлн руб., увеличившись по сравнению с тем же периодом 2023 г. на 3,6%. Наибольший вклад в рост налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов внесли НДФЛ (+48,1%) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+25,8%).

Положительные темпы роста доходов консолидированных бюджетов наблюдались в 45 субъектах РФ, самые высокие – в Сахалинской области (+35,5%), Республике Татарстан (+34,6%), Магаданской области (+34,5%), Удмуртской Республике (+31,8%) и Москве (+25,9).

Наиболее высокие темпы падения доходов консолидированных бюджетов за тот же период отмечены в Запорожской (-50,6%) и Тюменской (-34,3%) областях, Республике Саха (-33,9%), Ямало-Ненецком автономном округе (-30,4%), Мурманской области (-27,2%).

«В структуре доходов бюджетов новых субъектов РФ резко выросла доля налоговых и неналоговых доходов, составив 33,1% против 6,6% по итогам I квартала 2023 г. Новоприсоединенные территории постепенно вписываются в общую систему разграничения полномочий между уровнями власти в России, демонстрируя заметное сокращение отличий их структуры расходов от средней по регионам», — сообщил Дерюгин. Он добавил, что лидерами роста стали расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (+47,9%), культуру и кинематографию (+21,0%), а также здравоохранение (+9,3%). Сократились расходы на социальную политику (-3,5%), дорожное хозяйство (-5,1%), сельское хозяйство и рыболовство (-15,1%), охрану окружающей среды (-36,4%), национальную оборону (-81,6%).

По состоянию на 1 апреля 2024 г. государственный долг регионов достиг отметки 3,2 трлн руб., увеличившись за год на 6,4%. Тем не менее уровень долговой нагрузки регионов благодаря более высоким темпам роста налоговых и неналоговых доходов регионов за текущие 12 месяцев снизился до 20,0% по сравнению с 21,7% по состоянию на 1 апреля прошлого года, оставаясь на минимальном за последнее десятилетие и безопасном уровне.

Число регионов с долговой нагрузкой выше 50% за 12 месяцев сократилось с 27 до 23, что по-прежнему не представляет угрозы стабильности региональных бюджетов. Субъекты РФ с долговой нагрузкой свыше 100% объема налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета отсутствовали. В целом за период с апреля 2023 г. по март 2024 г. государственный долг вырос у 70 субъектов РФ, а долговая нагрузка – у 44.

«Таким образом, реализация положений майского президентского указа о национальных целях развития России до 2030 г. и в перспективе до 2036 г. потребует увеличения объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета регионам и общего усиления выравнивающего эффекта при предоставлении регионам финансовой помощи», — заключил автор исследования.

Источник

Оцените статью
Bitnewstoday
Добавить комментарий