Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер предупредил европейских импортеров о возможном росте котировок «голубого топлива» и назвал причину ценового скачка энергоресурсов. По словам главы российской монополии, стоимость углеводородов разгоняют спекулянты, обосновавшиеся на сырьевом рынке Старого Света. Причем вина в возникновении на биржах таких нечистоплотных игроков лежит на самих европейцах, которые собственными непродуманными законами создали благоприятные условия для развития фактически мошеннических торговых операций с топливом.
Фото: ru.freepik.com
Новым влиятельным игроком на газовом рынке Европы теперь является спекулятивный капитал. По оценке Миллера, инвестиционные фонды континента скупили не менее 25 млрд кубометров «голубого топлива», что соответствует одной четвертой всего газа, который закачан в подземные хранилища Евросоюза. «Но это не конечный потребитель, это спекулятивный игрок. Мы видим очень яркие ситуации, которые говорят, что этот игрок оказывает очень-очень сильное влияние на формирование цен и высокую волатильность», — заявил глава «Газпрома». При этом он подчеркнул, что традиционные механизмы, которые ранее обеспечивали стабильность, предсказуемость и экономическую эффективность для промышленности, ушли в небытие, поэтому ситуация с ценообразованием в энергетической отрасли характеризуется «’высокой степенью неопределенности».
Ответственность за появление на сырьевом рынке Старого Света спекулятивного капитала, диктующего в нынешнее время цены на углеводороды, лежит исключительно на самих европейцах, которые собственными руками организовали вольготные условия для существования и процветания такой категории биржевых манипуляторов. Плодотворная почва для этого была подготовлена специальными законодательными документами, а конкретно директивой Третьего Энергопакета ЕС, подразумевающей реализацию «Целевой модели европейского газового рынка». В Брюсселе не скрывали, что этот меморандум был направлен против России, которая к началу 2010-х годов закрывала более трети потребностей Евросоюза в «голубом топливе». Утвержденная директива налагала запрет на одновременное владение магистральными и распределительными сетями для осуществления импорта углеводородов. Таким образом, европейские чиновники собирались защититься от якобы монополии «Газпрома», а увеличение количества поставщиков на открытый рынок, по их мнению, должно было положительно повлиять на стоимость импортируемого сырья.
Получилось ровно наоборот. После вступления в силу документа по либерализации торговли углеводородами, практически любая европейская компания, завизировав регистрацию у регулятора, получала свободный доступ к аренде газовой инфраструктуры – как к активным объемам подземных хранилищ, так и к газотранспортным и газораспределительным системам. На практике новый механизм действовал по следующему сценарию: летом, когда котировки топлива вследствие сезонных факторов находятся на невысоком уровне, фирма-перекупщик приобретает определенный объем газа в подземном хранилище импортера и оплачивает аренду за его временную консервацию, а зимой, когда цены идут вверх, перепродает сделанные запасы по максимальной цене, поставляя газ по чужим трубопроводам конечному потребителю. Физически такие трейдеры не обладали собственными добывающими и транспортными мощностями и по сути действовали исключительно «на бумаге». Тем не менее, формально они удовлетворяли правилам поставок энергоресурсов на европейские биржи. В свою очередь подземные газовые хранилища ЕС стали выполнять роль торговых площадок — накопленные в них углеводороды принадлежали не конечным потребителям, а откровенным спекулянтам, не разбирающимся в специфике рынка, а умеющим только ставить ценники на товар, к которому имеют лишь опосредованное отношение. Очевидно, что себе в убыток они продавать энергоресурсы не будут — чем ближе к зиме, тем дороже будет стоить газ.
Необходимо отметить, что сжиженный природный газ (СПГ), которым обещали насытить европейский рынок американские производители, также не может считаться спасительной панацеей для Старого Света. Перевозящие этот вид топлива океанские танкеры являются точно такими же торговыми площадками, в которые с некоторых пор превратились подземными хранилища. Заказанные у добывающей компании объемы сырья могут элементарно не добраться до пункта назначения, если во время поездки изменится ценовая конъюнктура на международных сырьевых площадках. Дело в том, что СПГ-контракты с привязкой к конкретному месту сдачи заключают только катарское госпредприятие Qatargas и алжирский газовый монополист Sonatrach. Все остальные экспортеры, в первую очередь американские, уже давно исключили из списка своих услуг подобные предписания. Такая норма, к слову, также стала одним из следствий Третьего Энергопакета ЕС. Другими словами, если поставщик СПГ найдет более выгодного покупателя, то ему никто не сможет помещать разорвать первоначальные договоренности и перепродать углеводороды новому клиенту. Подобные схемы активно применялись в 2021 году, когда европейские котировки «голубого топлива» резко превысили азиатские аналоги. Американские танкеры изменили курс на зону Евросоюза, а покупатели из Китая и Японии так и не дождались заказанного сырья.
«Санкционная война, объявленная России коллективным Западом, обернулась против инициаторов экономического конфликта. Разработав и внедрив новые юридические правила в топливной сфере, Европа угодила в собственную ловушку, выбраться из которой будет крайне затруднительно, — рассуждает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Для того, чтобы избавиться от спекулятивного капитала, который сейчас является главным игроком на газовом рынке, Брюсселю придется перекраивать законодательную базу. Несомненно, это будет затяжной и достаточно болезненный процесс».
Аналитик считает, что в Европе постепенно приходят к выводу, что российский газ, который ранее служил самым дешевым и востребованным видом углеводородов, не являлся угрозой для энергобезопасности государств континента. Напротив, «голубое топливо» из нашей страны способствовало укреплению конкурентоспособности европейских товаров и стимулировало развитие экономического потенциала членов Евросоюза. «Не случайно, импортеры все чаще обращаются за сырьем к российским производителям. К примеру, в июле покупатели Старого Света импортировали максимальные с декабря прошлого года объемы «голубого топлива» из нашей страны. Причем поставки осуществлялись по трубопроводам, что характеризует заинтересованность европейских потребителей в сохранении этого маршрута доставки углеводородов», — говорит эксперт.
Как полагает Суверов, пагубное влияние спекулятивного капитала на бирже импортеры ЕС, скорее всего, в полной мере ощутят на рубеже февраля-марта 2025 года, когда стоимость газа достигнет пиковых значений. Не исключено, что котировки тысячи кубометров к этому времени поднимутся до $600-750. Остается надеяться, что столкнувшись с необходимостью переплачивать посредникам повышенную маржу, покупатели Евросоюза все-таки прислушаются к предупреждением российских производителей энергоресурсов.