Пандемия коронавируса закончилась, однако народ, привыкший работать на удаленке, не спешит возвращаться в офисы. По экспертным оценкам, доля россиян, которые трудятся дистанционно, составляет около 14 миллионов — четверть всего занятого населения. Работодатели обеспокоились тенденцией и начали искать пути возвращения сотрудников в «семью».
Фото: Наталия Губернаторова
Причина понятна: начальство недовольно тем, что сотрудника вне офиса гораздо сложнее контролировать, а качество работы зачастую снижается. Действительно, дома хочется то чайку попить, то пыль вытереть, то с детьми позаниматься. А «гениев самодисциплины», которые работают, не отвлекаясь ни на что, ничтожно мало.
Дистанционный формат работы распространен не только в Москве и в Санкт-Петербурге, но и в других крупных городах страны. В IT-секторе, например, удаленно трудится до 40% от общего количества сотрудников. И вроде как в отношении программистов подобный тренд вполне привычен. Но – нет: в последнее время начала наблюдаться обратная тенденция. По данным кадрового агентства GeekSource, которое специализируется на подборе IT-специалистов, только 16% IT-компаний и 13% компаний из других сегментов готовы привлекать специалистов, работающих на дому.
Работодатели идут на самые разные ухищрения. Они вводят гибридный график, который становится все более популярным, заманивают работой в офисе, привлекая бесплатным кофе и наличием мест отдыха. Есть и такие, которые обустраивают спортивные площадки, чтобы сотрудники могли провести время с пользой фактически на рабочем месте.
Правда, разные поколения сотрудников нуждаются в разных типах офисов. И скрестить офисного «коня» и «трепетную лань» бывает очень непросто.
В исследовании компании CORE.XP, которая оказывает услуги консалтинга и управления инвестициями в недвижимости, упоминается, что для поколения беби-бумеров 1946–1964 годов рождения идеальный офис — тот, где есть личный кабинет.
Работники поколения Х, рожденные в 1965–1979 годах, тоже не против личного кабинета, но уже более лояльны к помещениям на несколько сотрудников. Поколение миллениалов, рожденных в период с 1980 по 1997 годы, совсем не против сидеть в кабинете с другими сотрудниками и даже выходить в опен-спейс. При этом именно у них начинают появляться запросы в виде общественных пространств для развлечений, спорта и отдыха в рамках офиса.
И, наконец, поколение Z — те, кто рождались с 1998 года. Для них важным становится уже не рабочее место как таковое, а весь остальной набор «дополнений» помимо, собственно, трудовых. И с каждым годом работодателю приходится все чаще удовлетворять запросы именно «сотрудников Z», которые крайне требовательны к условиям труда.
В одном из IT-подразделений компании ФСК создали для сотрудников возможность не только работать в современном лофте, но и сидеть при этом на подушках на полу и пить безлактозный раф с ванильным сиропом, рассказывает замдиректора департамента управления проектами компании Дарья Петрова. А в строящейся штаб-квартире рассматривались комната матери и ребенка и даже бар для сотрудников на верхнем этаже. В общем, при проектировании офиса пошли в сторону организации мест, где, образно, «брюки превращаются в элегантные шорты».
Один из удачных российских примеров — пространство «бабушка-room» у компании Open Text. Руководство хотело привнести в офис домашнюю нейтральную атмосферу, и в офисе появилась комната, где есть очаг наподобие камина или русской печи, уютные кресла и вязаные салфетки.
Впрочем, сейчас уже никого не удивить комнатами отдыха и спортивными залами. Нужен оригинальный подход. В международной компании Sanofi в этом качестве, например, выступает «рабочее» кафе. Зона оформлена как место для приема пищи, в котором можно полноценно работать и встречаться с клиентами. Кстати, подобные территории давно существуют в университетских столовых, где студенты в послеобеденное время могут и перекусить, и позаниматься.
В Австралии один работодатель очень хотел привлечь в офис сотрудников, которых не удавалось заманить ни кнутом, ни пряником. И придумал, что в пятницу сотрудники могут сдать в бесплатную стирку свою повседневную одежду, но получат ее обратно, только если придут на работу в понедельник. «Это из области абсурда, конечно, но голь на выдумки хитра. Важно и не переусердствовать», — напоминает Дарья Петрова.
Одним из неудачных примеров можно назвать идею голландской компании, работающей в IT-секторе. Руководство везде, где можно и нельзя, спроектировало зоны для совместной работы. Они были очень уютными – с удобными креслами, кофейными аппаратами, аквариумами с черепахами и рыбками, но – начальство было далеко от менталитета подчиненных. Айтишники в массе своей — интроверты, редко желающие тесного общения не то что с коллективом, но и с себе подобными. В общем, нововведение провалилось, его автор был уволен с позором.
А вот в штаб-квартире Netflix такой подход, наоборот, оказался удачным. Проектировщики сформировали рабочее пространство, соответствующее методологии работы Agile. Она предполагает работу в группах от пяти до десяти человек в рамках ступенчатого развития проекта. Если твой уровень поднялся, ты поднимаешься на следующий этаж, в новое помещение, где сидят уже меньше людей. Воплотил в жизнь удачную идею – двигаешься еще выше.
Одним словом, резюмирует Дарья Петрова, банкиры делают красивые офисы, потому что у них есть деньги, а айтишники создают красивые пространства, потому что у них нет выбора.
Но на первом месте в любом, даже самом современном офисе по-прежнему остается одно: качественная работа. Именно для этого работодатели устанавливают пивные краники и отправляют по офису «кофе леди», которая приготовит всем желающим лавандовый раф. И пусть сотрудник работает как ему удобно — хоть полулежа в напольном кресле-подушке в обнимку с ноутбуком. Главное — результат.