Разговоры о введении собственной валюты для стран-участниц БРИКС ходят давно, но только сейчас Кремль анонсировал создание в объединении единой платежной системы на блокчейне. Задача на текущий год – это повышение роли БРИКС в международной валютно-финансовой системе. Об этом заявил помощник президента РФ Юрий Ушаков. Эксперты рассказали «BitNewstoday.ru», какие преимущества будут у единой платежной системы, а также заменит ли она доллар, и когда появится?
Фото: Global Look Press
Андрей Лобода, экономист, директор по коммуникациям BitRiver: «Особенность в том, что в мире еще не было никогда наднациональной цифровой валюты целого объединения стран. Есть наднациональная валюта евро, но она не цифровая, и выполняет функции национальной валюты во всех странах еврозоны. Есть криптовалюты, но они децентрализованные. А цифровой валюты, созданной для торговли между группой стран, пока еще нет.
Необходимость тут в том, что, во-первых, к доллару во многом утрачено доверие. И не только из-за его использования США как политического инструмента, но еще и из-за огромного госдолга США, разбухание которого рано или поздно может привести к дефолту. Во-вторых, наднациональную валюту использовать в международной торговле проще, чем рассчитываться в нацвалютах. В-третьих, при расчетах в наднациональной цифровой валюте сторонам коммерческих сделок не нужны будут лишние посредники в виде SWIFT тем более, что их деятельность тоже политизирована.
Скорее всего, все страны БРИКС согласятся торговать в такой валюте, потому что это будет удобно технически и вне политики. Наднациональная валюта именно для того и нужна, чтобы больше не было валютного гегемона, неважно, кто является таковым — доллар, евро, юань или рубль. Это как криптовалютный рынок, на который может легко войти любой цифровой токен. Сколько времени потребуется на реализацию инициативы? Несколько лет как минимум. Чтобы ускорить процесс, нужна будет политическая воля и согласие всех стран-участниц БРИКС».
Альберт Короев, начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций»: «Речь скорее об аналоге SWIFT, что больше по своим амбициям, чем системы двусторонних расчетов. Такая система окажется вне влияния Запада, ввиду отсутствия у него контроля над инфраструктурой и составит в долгосрочной перспективе конкуренцию западной. Попытки перевести двустороннюю торговлю сугубо на национальные валюты, сталкиваются с ограничениями, в частности, ввиду дисбаланса в торговых потоках. В то же время вопросы относительно готовности таких стран как Индия и Китай к совместному построению такой системы действительно возникают».
Федор Сидоров, частный инвестор, основатель «Школы Практического Инвестирования»: «Ранее уже говорилось о разработке собственной валюты стран БРИКС по аналогии с евро. Целью ее создания являются комфортные взаиморасчеты стран внутри блока, а также стабильность курса вне зависимости от политики. Так что в этом свете создание и собственной расчетной платежной системы выглядит последовательным шагом. И тот факт, что в основу новой системы решили положить технологии блокчейн, говорит о том, что руководство БРИКС смотрит в будущее и стремится создавать надежную и безопасную финансовую систему уже сейчас. Безусловно, такая система вкупе с единой валютой крупного геополитического блока станет альтернативой доллару США и валюте ЕС. Говорить о том, будет ли какая-то доминирующая валюта, пока преждевременно – однако, с большой долей вероятности, эта роль выпадет юаню, как валюте государства с самой крепкой в блоке экономикой. Разработать и внедрить саму валютную систему – задача вполне посильная, тем более, например, у России есть уже некоторые наработки по цифровому рублю. Что же касается введения единой валюты БРИКС, тут все несколько сложнее. Как мы помним из истории создания евро, на это может уйти порядка трех пятилеток. Так что, вероятно, рабочий вариант системы мы увидим в среднесрочной перспективе».
Иван Самойленко, управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency: «Технология блокчейна и цифровые валюты – это ближайшее будущее всей мировой финансовой системы. И БРИКС также необходимо использование современных инструментов, чтобы не отставать от других регионов мира в скорости и удобстве проведения расчетов. С этой точки зрения объединению просто необходимо идти в ногу со временем.
В качестве валюты объединения стран, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, вероятнее всего, будет выбран юань. Потому что для валюты, которая будет единой для нескольких регионов, необходимо выбирать валюту той страны, чья экономика мощнее и устойчивее других. В БРИКС – это Китай, вторая экономика мира.
На построение такой системы могут потребоваться годы, это дело долгое и непростое. Будет ли валюта БРИКС альтернативой доллару, зависит от состояния экономики мира и США. Если Штаты утратят звание мирового экономического лидера, а КНР станут первой экономикой мира, это возможно, но в отдаленной перспективе».