В июле реальные зарплаты в России увеличились в годовом выражении на 8,1%, сообщил Росстат. Цифра впечатляет и вместе с тем заметно проигрывает предыдущим, еще более весомым показателям. Например, в феврале прибавка составила 10,8%, в марте — 12,9%, в мае – 8,8%. Создается впечатление, что сверхбодрая еще совсем недавно зарплатная динамика начинает притормаживать уже сейчас, что запал и финансовые ресурсы работодателей близки к исчерпанию. Все больше экспертов рынка труда предупреждает: зарплатная гонка, идущая в нашей стране уже два года, близка к завершению. Когда же и чем она закончится м кто выйдет из нее победителем?
Фото: Геннадий Черкасов
За семь месяцев реальная (за вычетом инфляции) зарплата в среднем по стране выросла на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среднемесячная номинальная в июле составила 85017 рублей, что на 18% превосходит показатель июля 2023-го. Но вот на горизонте ближайших лет будет складываться совершенно иная картина. Согласно сентябрьскому (обновленному) обзору Минэкономразвития, по итогам текущего года рост реальных зарплат прогнозируется на уровне 9,2%, в 2025-м — 7%, в 2026-м — 5,7%, в 2027-м — 4,1%. Оценочная динамика, представленная в докладе Центробанка, выглядит намного более вялой: +3%, +2,6% и + 2,3% в ближайшую трехлетку.
Похоже, именно текущий год станет пиковым для роста зарплат в стране. По данным рекрутинговых агентств, с января только частный бизнес поднял зарплаты сотрудникам в сфере ИТ на 12%, в строительстве — на 11%, в рекламе — на 10%. В основном на рынке труда востребованы инженерно-технические работники (ИТР) средней и высокой квалификации, водители и специалисты в сфере продаж. Но, похоже, ресурсов для дальнейшего зарплатного рывка у работодателей уже не осталось.
Исчерпание производственных мощностей (определение главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной), дефицит рабочих рук и ускоряющаяся инфляция – под давлением этих трех факторов работодатели пересматривают и кадровую, и зарплатную политику. В частности, они стали намного лояльнее относиться к соискателям без должного опыта, а также старших возрастов – ведь эти люди, как правило, не претендуют на высокие оклады. С другой стороны, по-прежнему растут оклады на предприятиях, выполняющих государственный заказ и ориентированных на импортозамещение.
«Зарплаты не могут не расти — такой вектор задал президент РФ ещё три года назад, — говорит директор по коммуникациям BitRiver, экономист Андрей Лобода. – Госслужащим они регулярно индексируются, и это правильно: госсектор подает убедительный пример частным компаниям. Тем более, что инфляция сегодня фактически двузначная, доллар за последние десять лет подорожал в три раза. Низкие заработные платы наемных сотрудников, особенно в регионах, привычка менеджеров экономить на персонале – явная ахиллесова пята российской сферы занятости. Ситуация заставляет молодое поколение начинать свой бизнес в формате самозанятых или ИП, чтобы не горбатиться на скаредного «дядю». Конечно, есть приятные исключения: это компании молодых отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью: коммуникационные услуги, майнинг, IT».
Компенсации от работодателей в несколько тысяч рублей на транспорт и питание вряд ли решат наболевшую проблему. На сегодняшний день средняя заработная плата в России должна быть не менее 120 тысяч рублей – о ставках ниже этой планки как-то даже унизительно говорить, считает эксперт.
«Рост зарплат в стране обусловлен не благостными экономическими показателями, а высочайшей конкуренцией между компаниями за рабочие руки, — отмечает руководитель департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. — Речь идет в прямом смысле о выживании предприятий, издержки которых значимо выросли за последний год: высокие ставки по кредитам, растущие тарифы ЖКХ, необходимость нанимать людей. Причем сам процесс хантинга заметно усложнился, средний срок закрытия вакансий вырос. Разумеется, это порождает у соискателей завышенные ожидания — при ограниченных возможностях работодателей».
Скорее всего, рассуждает эксперт, снижение динамики роста зарплат в компаниях будут возмещать расширением социального пакета и прочими «плюшками» для заманивания сотрудников. Очевидный кризис, связанный с дефицитом кадров, продлится минимум до 2030 года, пока не подрастут и не войдут в трудоспособный возраст дети, родившиеся в период действия программ поддержки рождаемости.
«Рост зарплат напрямую связан с колоссальными бюджетными расходами, теми триллионами рублей, что вливаются в связанные с госзаказом сферы экономики, — говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. – В условиях дефицита кадров и разного рода «гонений» на мигрантов ситуация будет оставаться именно такой. При этом происходит борьба за сотрудников между госсектором и частным бизнесом. У последнего больше пространства для маневра: если компании хотят жить, они всегда могут поднять цены, нарастить долю зарплаты в структуре себестоимости выпускаемого ими товара, конечной продукции. А предприятия госсектора ограничены госбюджетом, фиксированными, спускаемыми сверху суммами».