Топ-менеджеры банков вместе с лидерами крупнейших российских компаний – Wildberries, Авито и Аэрофлот – обсудили тренд на цифровое сближение. На ПМЭФ-2024 прошла собственная сессия Сбера «Трансформация бизнеса в интересах клиента в основных индустриях рынка».
Кирилл Царёв, Первый заместитель Председателя Правления Сбербанка. Фото: пресс-служба Сбер
Модератор сессии Первый заместитель Председателя Правления Сбербанка Кирилл Царёв отметил, что современный этап развития уже не позволяет удовлетворять запросы клиентов только одной компанией или даже экосистемой. Как показал опрос участников и слушателей сессии – подавляющее большинство пользуется услугами сразу нескольких крупных финансовых и IT компаний.
«Мы видим тренд на большую открытость банков – уже запускается процесс по open banking, затем возможно и open data. Это значит, что нужно выстраивать процессы вокруг клиента, а не вокруг этих компаний, чтобы сделать клиентский опыт бесшовным и удобным и объединить таким образом услуги разных компаний. Это абсолютно новый формат сотрудничества», — рассказал Кирилл Царев.
Так, на неделе Сбер и Т-Банк (Тинькофф) раскрыли детали о запуске пилота проекта по Открытым API. В настоящее время проект уже тестируется сотрудниками этих двух банков, а в течение лета он будет масштабирован на более чем 100 тысяч клиентов. Далее доступ будем предоставлен всем клиентам. Такая этапность запуска необходима, чтобы убедиться, что все компоненты соответствуют стандартам качества — от клиентского опыта до безопасности, поскольку сервис принципиально новый.
На первом этапе клиенты Сбера, которые пользуются картами Т-Банка, получат возможность видеть данные своих счетов и карт, балансы и историю операций в приложении СберБанк Онлайн, и наоборот в приложении Т-Банка увидят аналогичную информацию по счетам в Сбере. Чтобы получить доступ к своим счетам в банке-партнёре, клиент должен дать согласие на предоставление такого доступа. Без ведома и согласия клиента банки не передают информацию друг другу. Технологии Открытых API используют современные методы защиты клиентских данных при передаче информации, соответствующие Стандартам информационной безопасности.
При этом, взаимодействие и сотрудничество компаний, не исключает и конкуренции, отметил председатель совета директоров TCS Group Holding Алексей Малиновский. «Но очень ценно, что мы находимся на той стадии развития, что можем говорить о партнерстве, особенно в таких чувствительных темах, как мошенничество, антифрод и так далее. В каком-то смысле, сотрудничество неизбежно – почти у всех клиентов есть карты разных банков, значит нам нужно открываться друг другу», — объяснил Алексей Малиновский. Это не означает полный обмен всеми данными, особенно данными клиентов, отметил Кирилл Царев. В первую очередь речь идет о налаживании коммуникации между банками.
Представители электронной коммерции также согласны с тем, что нужно дружить и объединять сервисы для удобства клиентов. «У Wildberries тонкая грань между нашими сервисами и сервисами партнеров. Наша задача – предоставлять клиентам выбор и понятный путь получения услуги. Например, у нас доступно 7 способов оплаты и 35 банков. При этом конкуренция работает – покупает выбирает как ему проще, удобнее и выгоднее платить. Например, более 30% оплат у нас – это SberPay. Наши алгоритмы настроены так, что клиенту будет в первых строчках выпадать тот способ оплаты, который он выбирал», — рассказала CEO компании Татьяна Бакальчук.