Как понять, что цепь ГРМ растянулась и ее пора менять. Безошибочные способы проверки

Как понять, что цепь ГРМ растянулась и ее пора менять. Безошибочные способы проверки

Цепь ГРМ в двигателе подвержена большим нагрузкам, однако среди автомобилистов принято считать, что такой тип привода более надежный, чем ременной. В действительности же цепь выхаживает на дестяки, а то и сотни километров больше, чем ремень. Некоторые автолюбители подходят к вопросу ее замены так: «А чего ее менять то, с ней же ничего не будет, это же не ремень, не порвет», и очень опрометчиво об этом размышляют.

На деле менять ее нужно, ее износ или обрыв к хорошим последствиям не приводит, в первую очередь для кошелька владельца. Подробно останавливаться на том, что может произойти из-за растяжения цепи я не буду. Итак ясно, что перескок цепи хотя бы на одно звено может привести к непоправимым последствиям вплоть до встречи клапанов с поршнями.

Но если с ремнем все понятно — есть определенный регламент замены, да и проверить его не проблема, даже если не знаешь, когда его в прошлый раз меняли. Наличие микротрещин — явный сигнал для замены ремня. То с цепью все не так просто. Конечно, для цепи тоже есть регламент, но качество запчастей настолько плавающее, что одна цепь при одном режиме эксплуатации может отходить 150-200 тысяч, а другая на 50-70 тысячах уже растянется.
Вот наглядный пример — разница в длинах новой и старой цепи очевидна.

Разница между длинами цепей, сверху старая, снизу новая цепочка Разница между длинами цепей, сверху старая, снизу новая цепочка

Определить, что цепь растянута, можно и по некоторым косвенным признакам. При ее растяжении могут проявляться следующие признаки:

  • троение двигателя
  • стук клапанов
  • падение мощности и езда «рывками»
  • повышенный расход топлива
  • один из основных критериев — посторонние звуки, такие как звон, шорох, или вообще громыхание под крышкой ГРМ.

Проверить цепочку можно и диагностическим оборудованием, однако все это косвенные признаки, которые не говорят точно, о том, растянута цепь или нет, и насколько сильно она изношена.

На VAG - группе диагностическое оборудование позволяет отслеживать различные показания, в том числе косвенное измерение растяжения цепи. На VAG — группе диагностическое оборудование позволяет отслеживать различные показания, в том числе косвенное измерение растяжения цепи.

Но этот способ зарекомендовал себя, как недостоверный, поэтому полагаться на него я не советую. Однако безошибочные способы проверки все же есть, и дальше расскажу именно о них.

Первый способ — проверка по натяжителю

Важное замечание: перед проверкой необходимо выставить двигатель в ВМТ первого цилиндра. Делается это по метке на шкиве коленвала, так проверка будет верной и безошибочной.

Гидронатяжитель цепи имеет в своей конструкции шток, который держит цепь в постоянном натяжении. В зависимости от того, на сколько растянута цепь, этот шток выходит из натяжителя на разную длину.

Чтобы понять, как вытянулась цепь, достаточно оценить, как сильно вышел шток натяжителя. Подобраться к нему не сложно, если речь о двигателях VAG TSI. На крышке ГРМ есть специальное инспекционное окошко, оно как раз служит для оценки состояния цепи через инспекцию натяжителя. Находится чуть левее и выше шкива коленвала и представляет из себя пластиковую заглушку, которую можно извлечь с помощью отвертки.

Инспекционное окошко слева сверху на металлической крышке ГРМ двигателя 1.8 TSI Инспекционное окошко слева сверху на металлической крышке ГРМ двигателя 1.8 TSI

Как проверить цепь по натяжителю покажу на примере мотора 1.8 TSI, здесь стоит натяжитель со стопором, с которым цепь не проскакивает.

Смотрю на натяжитель и считаю количество отметок, на которое вышел шток за пределы натяжителя. Например, 3-4 метки — норма, а вот 7-9 — крайнее положение штока, износ цепи критический и ее срочно пора менять. Для наглядности фото сделано без крышки ГРМ, не через инспекционное отверстие.

Шток натяжителя вышел на 4 метки, цепь менять предстоит еще не скоро Шток натяжителя вышел на 4 метки, цепь менять предстоит еще не скоро

Второй способ — визуальная проверка

Работает в случаях, когда определение по натяжителю не представляется возможным. Здесь без визуального осмотра не обойтись и крышку ГРМ все же придется снимать.
В первую очередь стоит обратить внимание на натяжение цепи. Сделать это можно вручную, либо длинной отверткой, уперевшись в саму цепь. Если натяжение слабое или его вовсе нет, цепь ослабла — это серьезный повод заменить ее вместе с натяжителем на новые, свой ресурс они уже отработали.

РАстянутая цепь более податливая и легко может провисать в расстоянии между валами РАстянутая цепь более податливая и легко может провисать в расстоянии между валами

Но есть способ и поточнее, он подходит для двухвальных моторов, которые имеют по 2 распредвала в ГБЦ. Схема тут простая — нужно выставить двигатель в ВМТ первого цилиндра и совместить метки на распредвалах с метками на цепи.

Совпадение меток на выпускном распредвале Метка на впускном распредвале тоже совпадает с меткой на цепи Совпадение меток на выпускном распредвале

Дальше дело техники, берем штангенциркуль и измеряем расстояние между метками цепи. Оно должно соответствовать показаниям, указанным в инструкциях по ремонту и эксплуатации того или иного двигателя.

Например, на двигателе 1.8-2.0 TSI это расстояние должно быть в пределах 124-126 мм. Выход за пределы — повод задуматься о том, сколько эта цепь еще проходит, а лучше сразу ее заменить.

Замер расстояния между звеньями цепи с помощью штангенциркуля Замер расстояния между звеньями цепи с помощью штангенциркуля

В действительности цепь в приводе ГРМ действительно более надежный вариант, нежели ремень. Однако стоимость ее замены кратно дороже, чем просто замена ремня. Иногда проще и дешевле 2 раза поменять комплект ременного привода ГРМ, чем один раз менять цепь.

Пишите, какой по-вашему механизм лучше — цепь или ремень и почему. Оставляйте свое мнение в комментариях, будет интересно почитать.

Источник

Оцените статью
Bitnewstoday
Добавить комментарий