Японская культура эксплуатации автомобиля известна на весь мир своим чутким подходом к обслуживанию «железных коней». Здесь часто можно увидеть экземпляры с шестизначным пробегом, состояние которых сложно отличить от новой машины. Особый подход к автомобилям, в том числе, наблюдается при замене технических жидкостей. Эта тема породила немало домыслов, многие из которых не соответствуют действительности.
На автомобилях, пригнанных из Японии, часто можно увидеть наклейки с информацией о техническом обслуживании. Иероглифы поймут далеко не все, но цифры дают возможность узнать, когда менялось масло в двигателе. Информация с наклейки нередко удивляет, так как практически новый автомобиль проходит техническое обслуживание через каждые 5000 километров пробега. И это делают в японских условиях эксплуатации с качественным топливом, а также благоприятным климатом (в Токио выпадает снег далеко не каждый год).
Необычный подход к техническим обслуживаниям в Стране восходящего солнца породил множество догадок. Некоторые считают японские масла менее «крепкими», поэтому менять их нужно чаще. Другие говорят о том, что только такая частая замена масла позволит добиться максимального ресурса двигателя. На самом деле, у подхода есть ряд причин, о которых не так просто догадаться.
Для начала стоит поговорить о менталитете японцев, который даёт отпечаток на традиции обслуживания автомобиля. Думаю, у многих из нас есть старая японская техника, которая до сих исправно работает и не вызывает проблем. Во многих сферах жизни местное население старается делать всё с запасом и прислушиваться к мнению специалистов. Достаточно высокий уровень жизни позволяет часто обслуживать автомобиль без удара по кошельку, поэтому японцу проще поменять масло заранее, нежели пытаться полностью исчерпать его ресурс.
Ещё один нюанс – японские пробки. Ситуация с заторами на дорогах в стране неплохая, если учитывать её густонаселённость, но в час-пик водителям всё же приходится «толкаться» на дорогах крупных городов. В результате даже при небольшом пробеге масло отрабатывает немало моточасов, на которые и нужно ориентироваться при выборе диапазоне между техническими обслуживаниями. Именно поэтому в оригинальном руководстве по эксплуатации автомобилей, предназначенных для японского рынка, часто можно увидеть особые рекомендации по замене моторного масла. Например, для Toyota Prius, использующихся исключительно в городе, производитель рекомендует менять смазочный материал в двигателе через каждые 5000 км пробега. При этом, новый масляный фильтр допускается устанавливать раз в 10000 км.
Многие японские автомобилисты используют недорогие и простые по составу гидрокрекинговые моторные масла. Такую продукцию нужно менять чаще, что и делают владельцы транспортных средств. Соответственно, автомобилист полностью соблюдает рекомендации автопроизводителя, но не переплачивает за премиальную продукцию, которая фактически будет слита на середине своего ресурса.
«Простенькое» моторное масло рассчитано примерно на 300 моточасов эксплуатации, и несложные математические действия доказывают правильность японского подхода к обслуживанию. В условиях пробок крупного города средняя скорость движения между ТО может составить всего 20 км/ч. Умножаем ресурс бюджетного моторного масла в моточасах на среднюю скорость и получаем 6000 км – пробег, после которого смазочный материал нужно менять. Японцы делают это заранее, чтобы не переживать о своевременном обслуживании двигателя.
В наших условиях столь частая замена моторного масла для многих автомобилистов будет излишней. Ориентируйтесь на условия эксплуатации транспортного средства и сопутствующие факторы. Подсчитав среднюю скорость между ТО и узнав примерный ресурс моторного масла в моточасах, не составит труда найти оптимальный момент для обслуживания автомобиля.