Напряженность на российском топливном рынке, усиленная атаками беспилотников на НПЗ, вынуждает власти принимать контрмеры. Перечень необходимых шагов обсуждался на совещании с участием вице-премьера Александра Новака в пятницу, 22 марта. Зампред правительства поручил нефтяным компаниям совместно с железнодорожниками обеспечить бесперебойный вывоз нефтепродуктов и загрузку НПЗ в соответствии с растущим весенним спросом. Цены для сельхозпроизводителей на топливо с началом весенних полевых работ не должны превышать рыночные показатели. Ранее независимые эксперты предупредили, что уже к лету страна рискует столкнуться с дефицитом бензина. Насколько серьезна угроза и сможет ли правительство предотвратить негативный сценарий – в материале «BitNewstoday.ru».
Фото: freepik.com
Как заметили в экономическом департаменте Института энергетики и финансов (ИЭФ), сектор нефтепереработки в 2024 году подвергся двойному удару. Это санкции и атаки дронов. Первые затрудняют проведение ремонтов (плановых и внеплановых) нефтеперерабатывающих заводов, вторые увеличивают число повреждений. Проблема в том, что еще с советских времен оборудование для отечественных НПЗ закупалось за рубежом, и сегодня доля импортной техники, преимущественно высокотехнологичной, превышает 50%.
И пока неизвестно, удастся ли каким-то образом и как быстро найти замену поврежденному оборудованию. Принципиальным решением видится так называемый обратный инжиниринг, то есть разработка полных аналогов западных устройств, но на него уйдут годы. А параллельный импорт осложнен тем, что комплектующие требуются нетиповые и редкие, и достать их, по сути, неоткуда. По оценкам специалистов, ремонтные работы только на Нижегородском НПЗ, где вышла из строя установка каталитического крекинга, займут как минимум 1-1,5 месяца — при самом благоприятном стечении обстоятельств.
Между тем, производство бензина в России на неделе с 11 по 17 марта, по данным Росстата, сократилось на 2,8% (до 815,3 тысяч тонн) по сравнению с предыдущей неделей. Выпуск дизельного топлива снизился на 2,5% — до 1 млн 638,8 тысяч тонн. Ускорили рост и биржевых цен на топливо, обновив максимумы за год. В четверг, 21 марта, бензин марки Аи-95 подорожал на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже до 66 421 рубля за тонну (плюс 1,56%), Аи-92 — до 53 429 рублей (плюс 1,74%), летнее дизельное топливо — до 66,547 рублей за тонну (плюс 0,41%). Цены безостановочно растут уже дней десять — на фоне новостей скорее военного, нежели экономического характера. На минувшей неделе, в результате атак украинских беспилотников, возгорания фиксировались на НПЗ в Кстовской промзоне Нижнего Новгорода, на нефтезаводе в Рязани, на Новошахтинском заводе нефтепродуктов в Ростовской области. Все эти предприятия относятся к крупнейшим в стране.
На пятничном совещании, которое провел Александр Новак, речь шла, в частности, о том, как в сложившейся ситуации обеспечить стабильность поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, как не сорвать график отгрузок сельхозпроизводителям, как не допустить роста цен на автозаправках. Между тем на днях глава Минэнерго Николай Шульгинов сообщил, что с начала года объемы нефтепереработки в России снизились примерно на 7%. «Мы должны учитывать в том числе рекомендацию ОПЕК+ по добыче, исходя из наших обязательств будем определять величину экспорта», — заметил министр.
«На сегодняшний день внутренний рынок полностью обеспечен топливом, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – У нас колоссальное перепроизводство по дизтопливу, — на экспорт уходит фактически половина выпуска. По бензину иная ситуация – не такая благостная, но и продаем мы его за рубеж значительно меньше. Плюс, накоплены запасы. Ключевой вопрос связан не с производством, не с резервами и не с экспортом, а с логистикой. Нефтеперерабатывающих заводов по всей стране — десятки. В том числе тех, которые загружены не на полную мощность и могут нарастить выпуск. Задача правительства и РЖД — наладить логистику таким образом, чтобы топливо своевременно, без задержек доставлялось из мест производства в те пункты, где в нем особенно нуждаются».
Что касается ситуации с внеплановыми ремонтами, то со стороны ситуацию оценить очень трудно. Для этого надо точно знать, какими запчастями располагают компании-владельцы НПЗ, есть ли у них возможность восполнить нехватку за счет параллельного импорта или нет, рассуждает Пикин. Зато известно, что степень ущерба, нанесенного сектору нефтепереработки, некритична: в процентном отношении это даже меньше, чем потенциальные объемы бензинового экспорта.
«С начала марта у нас действует правительственный запрет на экспорт бензина, — напоминает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. – То есть весь бензин у нас пока идет исключительно на внутренние цели. Думаю, в ближайшие месяцы этот фактор будет удерживать цены от дальнейшего роста. Сейчас мы наблюдаем, скорее, эмоциональную реакцию рынка на события марта: атаки на НПЗ были массированные и произошли в считанные дни. Первичный эффект обычно таким и бывает – сокращение производства и рост биржевых котировок. В продолжение я не верю. Конечно, никто не застрахован от форс-мажора, от «черных лебедей». Но потому-то они так и называются, что никто не знает, прилетят ли они и как в итоге будут выглядеть».