В России всегда предпочитали и предпочитают автомобили с традиционным ДВС, но нельзя не признать того факта, что последние годы появился видимый спрос на электромобили. Некоторое время наши соотечественники питали симпатию к моделям американской компании Tesla, но после 2022-го года интерес к ним упал в силу сложностей поставок.
Но как говорится, свято место пусто не бывает и сегмент электричек начали активно заполнять китайцы. Можно сказать, что они внесли даже больший вклад в его развитие в России, чем все именитые производители вместе взятые.
Скажем, из отечественных брендов (ребрендинговых), которые официально представили для продажи свои электрички, выделяются «Москвич» и Evolute. Что же касается китайских компаний, то выделяется Voyah.
Ну, а машин, которые поставляются через параллельный импорт, еще больше – начиная от Hyundai Ioniq и заканчивая электрокарами от BMW, VW, Audi и Mercedes-Benz.
Да, многие из представителей подобного сегмента неплохи, но их перспективы в России ограничены существенным ценником, ограничением по части сервиса.
Поэтому на фоне мировых аналогов выделяются электрички под китайским брендом Zeekr, который уже представлен в нашей стране.
Кто такой Zeekr
Если кто-то считает данную компанию абсолютным ноунеймом, то он ошибается. Да, это сравнительно молодой производитель, ибо он основан в 2021-м году. Между тем, мы имеем дело с дочерним подразделением такого гиганта, как Geely и следует отметить, что он неплохо вкладывается в представителя своего концерна.
Например, можно отметить некоторые успехи компании в области автоспорта. При этом он ориентирован на создание электрокаров и наиболее любопытной моделью для россиян является лифтбек под индексом 001.
В качестве основного конкурента Zeekr 001 китайцы видят Tesla Model X. При этом представители бренда уверяют, что покупатель 001 получает производительность американской электрички за половину её стоимости. И кстати, о ценах. Если вы попробуете промониторить доступные предложения на российском рынке, то выяснится, что приобрести такой Zeekr можно от 3,5 миллионов рублей.
Но в среднем, продавцы просят за «китайца» 6-6,4 миллионов рублей по нынешним меркам, это не запредельная сумма, поэтому россияне уже начали проявлять неподдельный интерес к 001.
Что может Zeekr 001
Данная модель позиционируется в премиум-сегменте и длина её кузова составляет 4 метра 970 миллиметров.
Если же обратить внимание на размер колесной базы, то он составляет 3005 миллиметров. Поэтому мы имеем дело с достаточно крупным электрокаром, который нацелен на борьбу с лучшими представителями данного жанра.
Снаружи Зикр 001 отличается достаточно приземистым силуэтом, что уже намекает на спортивность. Кроме того, из общей массы модели помогают выделяться мускулистые боковины кузова, стильный моноблок задних фонарей, спойлер, а также головная оптика, которая заходит на крылья.
Если заглянуть внутрь китайского лифтбека, то можно обнаружить, что физические клавиши в нем практически отсутствуют, а преобладают сенсорные органы управления, в том числе, на спицах рулевого колеса.
Сквозь руль просматривается виртуальная панель приборов, но разработчики не стали делать её слишком объемной – диагональ составляет скромные, по современным меркам, 8,8 дюйма.
Зато интерфейс «инструментария» настраивает на спортивный лад – тут китайцы от решений автоспорта отказываться не стали.
Между тем, по центру торпедо наблюдается огромный «телевизор» системы мультимедиа – на 15,4 дюйма. Само головное устройство заведует подавляющим большинством бортовых функций, поэтому консоль от них предельно разгружена.
Так как мы имеем дело с представителем сегменте Е, то неудивительно, что передние кресла имеют несколько вальяжную посадку.
Ну, а сзади можно расположиться комфортно при росте до 190 сантиметров и крупной комплекции.
Но это еще не всё – при сложенных спинках дивана можно добиться впечатляющего объема погрузочной площадки. А именно, получается 2144 литра, чего достаточно для транспортировки длинномеров либо крупной поклажи.
Zeekr 001 основан на платформе SEA – это собственная разработка холдинга Geely. При этом данную «тележку» бренд использует и на иных своих моделях, поэтому её можно считать модульной. Полностью независимая подвеска – пневматическая с адаптивными амортизаторами. Они позволяют изменять величину дорожного просвета в диапазоне 117-205 миллиметров.
Базовая модификация подразумевает только один электрический двигатель мощностью 272 лошадиных сил, который приводит в движение задние колеса. Электрическая силовая установка сочетается с батареей емкостью 100 кВт/ч. Производитель заверяет, что одной полной зарядки хватает для того, чтобы проехать дистанцию в 712 километров.
В полноприводном варианте следующей версии Zeekr трудятся уже два электродвигателя, которые суммарно выдают 544 лошадиных силы мощности. Между тем, емкость у аккумулятора здесь уже меньше – 86 кВт/ч, поэтому можно рассчитывать на запас хода только в 526 километров. Впрочем, попадаются машины и со 100-киловаттной батареей и ее возможностей хватает уже на 606 километров пути.
Из иных предложений на рынке, которые оцениваются в немалые деньги – вариант с батарей на 140 кВт/ч и запасом хода свыше 1000 километров, а также 1265-сильная «хот-версия» с разгоном до 100 км/ч, всего, за 2,07 секунды.
По итогу же, становится понятно, чем способен китайский Zeekr 001 привлечь внимание россиян – это стильная и технологичная электричка по разумной цене, с избыточным оснащением и впечатляющими характеристиками. Между тем, выяснилось, что в Китае модель особым спросом не пользуется и никому там не интересна. А всё потому, что у неё есть недостатки, которые навевают на мысль, что мы имеем дело лишь с пародией на машину и потенциальным покупателям из России следует о них знать.
Пародия на машину
Если немного забежать вперед, то можно констатировать тот факт, что Zeekr 001 не является полноценной машиной в определенном смысле. Скорее, мы имеем дело с электромобилем, который был наспех создан китайцами для того, чтобы показать, что концерн Geely способен составлять достойную конкуренцию одному из лучших производителей электрокаров в мире – Tesla.
Отсюда много недоработок и откровенно «сырых» решений, которые доставляют уже состоявшимся владельцам Zeekr определенные проблемы. Но какие конкретно.
Пожалуй, начать следует с электроники. Да, оснащение 001 можно назвать избыточным и в нем есть всё, что только можно себе представить – всевозможные ассистенты, многофункциональная система мультимедиа, огромное количество датчиков. Но как оказалось, с наступлением холодов и минусовой температуры воздуха, многие опции начинают работать некорректно, а некоторые из них не работают вовсе: проблемы с подключением смартфона к авто, сложности с голосовым управлением, ошибки навигации, зависание либо замедление работы бортовых систем, мерцание панели приборов, и так далее.
Причем отдельного разговора заслуживает комплекс ZEEKR Pilot, который в себя включает слежение за своей полосой движения, активный круиз-контроль и ассистент парковки. Скажем, система контроля выезда за свою полосу работает слишком резко, машину швыряет из стороны в сторону, что небезопасно, а парк-ассист неправильно оценивает расстояния до машин и предметов, из-за чего владельцы сталкиваются с риском повреждения не только своей электрички, но и окружающих предметов.
Следующий недостаток касается батарей. Если вы читали про их базовые характеристики выше, то наверняка, остались под впечатлением. На такой машине, казалось бы, можно ездить на межгород и ни о чем не беспокоиться. Однако, по факту, той же версии с 100-киловаттным аккумулятором, при крайне размеренном стиле вождения, хватает на расстояние в 400 километров – при заявленных 712 км. Ну, а активная езда с педалью «в пол» уменьшает дистанцию до пары сотен километров, что для многих неприемлемо.
Отдельного разговора заслуживает зарядка батареи. Потребуется специальный переходник под китайский стандарт. К тому же, от стандартной бытовой сети с переменным током на полную зарядку уходит от 8 до 10 часов. При этом в Zeekr 001 поддерживается возможность быстрого заряда – до 80 процентов за 30 минут, но проблема в том, что даже в Китае таких специальных станций не слишком много, а в России их можно пересчитать по пальцам, поэтому воспользоваться подобной возможностью смогут лишь единицы.
Что отмечают владельцы из иных недостатков? Пожалуй, к таковым можно причислить слабую производительность тормозной системы и недолговечность её основных компонентов, неудобное управление тягой силовой установки при разгоне, гремучий салон с недостаточной на высоких скоростях звукоизоляцией, неудачную эргономику, неудобные кресла с короткими сидушками.
Что с ресурсом у батареи? В Китае Zeekr обещает пожизненную гарантию на обслуживание и замену вышедших из строя аккумуляторов, но в России, увы, так не получится – официальный сервис, ведь, отсутствует. Также, нельзя рассчитывать и на помощь на дороге от него же.
Ну, а доступность запчастей и вовсе, практически нулевая. Что интересно, даже в самом Китае достать что-либо на Zeekr 001 сложновато. Да и вообще, сами китайцы относятся к машине, как к демо-версии и считают, что для полноценной конкуренции с Tesla, «ноль-ноль-первому» не хватает не только запаса по километражу на одной зарядке, но и более отточенных ездовых повадок, стабильного качества исполнения. Поэтому в КНР спрос на него посредственный.
Отсюда следует простой вывод: Zeekr 001 – это хоть и приятный по цене, дизайну и оснащению электрокар. Однако он получился недоработанным и производит впечатление, скорее, ходового предсерийного макета, нежели рыночного продукта с благонадежной репутацией. И посему, если вы готовы с этим смириться, то конечно же, можете пополнить стан покупателей-испытателей этого чуда китайского автопрома.