Рост цен на продукты питания волнует не только рядовых россиян, но и властные структуры. Чтобы все было по справедливости, идет активный поиск формулы для расчета необоснованного роста цен. Федеральная антимонопольная служба предлагает очередной вариант.
Фото: Наталья Мущинкина
Итак, формула от ФАС: если в течение 60 дней подряд цена на какой-то товар более, чем на 5% обгоняла инфляцию без уважительных экономических причин, то такую цену можно считать необоснованной. И торговую сеть или производителя, допустившего подобный произвол, можно и нужно привлекать к ответственности..
Напомним, что в декабре минувшего года от ФАС уже исходила схожая инициатива: речь шла о тех же самых 60 календарных дней подряд. Только рост цены за этот период должен составлять более 30%.
Это не первый и наверняка не последний поиск «справедливой» формулы цены продуктов, за превышение которой можно наказывать. Пока что вариант с 5% правительство тоже отправило «для коррекции».
Благое намерение сдержать аномальный рост цен на тот или иной продукт перечеркивается существенной оговоркой. Никакие штрафные санкции участникам рынка не грозят, если это повышение «экономически обосновано». А под эту формулировку можно списать все, что угодно: например, рост тарифов естественных монополий или пресловутый сезонный фактор, изменение цен на сырье и комплектующие изделия… Кстати, все эти, а также другие «уважительные причины» содержатся в пояснительной записке к документу ФАС.
Факторы, как видим, размыты. Правительство совершенно справедливо требует от антимонопольщиков, во-первых, их исчерпывающий перечень. А во-вторых — раз уж речь идет о формуле, то предельно уточненные параметры.
Но как это сделать? Допустим, сколько миллиметров осадков на квадратный метр колхозного поля должно выпасть в течение 60 дней, чтобы сказать: цены на картошку повысились правильно, никакого картельного сговора?
Или с аптекарской точностью установить несоответствие спроса и предложения в течении двух месяцев ажиотажа? Каким должен быть разрыв?
В общем, новая формула борьбы с необоснованным ростом цен вряд ли принесет долгожданный эффект. Ведь придется рассматривать всю цепочку — условно говоря, от повышения тарифов на электроэнергию до изменения цены на запчасти, а если они еще и импортные, то на логистику доставки. Как бы не закопаться во всех этих факторах…
– Мое мнение – в борьбе с ростом цен нам не помогут никакие формулы, – говорит Петр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ. – Здесь главное, чтобы не было картельных сговоров – как между торговыми сетями, так и между производителями. И если обеспечивается нормальная, здоровая конкуренция, то все розничные цены на прилавках – экономически обоснованные.
– Но если они запредельно растут, то что делать покупателям?
– Цены растут по двум причинам. Первая – недостаточно предложения. Чтобы полки не были пустыми, торговля поднимает стоимость товара. Иначе повторится ситуация, когда магазины были пустыми, нам это знакомо по 80-90-м годам прошлого века. И здесь правительству необходимо принимать меры по поддержке отечественного производителя, отслеживать наполняемость рынка.
– Каким образом?
– Возьмем ситуацию с куриными яйцами, всплеском цен на них. Резко увеличить их производство не получается. Но было принято решение о беспошлинном импорте этой продукции. Объемы поставок сравнительно небольшие по отношению к нашему внутреннему производству. Однако сам факт открытия пути для импорта успокоил рынок. Покупатели стали брать не по три десятка яиц, как в период ажиотажного спроса, «пока еще больше не подорожало», а, как обычно, по 10 штук. И, насколько я знаю, в розничную торговлю импорт вообще не поступал, поскольку цены на яйца в той же Турции гораздо выше, чем в России. Эти поставки шли в перерабатывающую промышленность. А объемы отечественного производства были оттуда сняты и направлены в розницу. Вот пример выравнивания спрос и предложения, чтобы не задирались цены…
– Но вы сказали про две причины их роста. Какая вторая?
– Повышение реальных доходов населения. В ходе Прямой линии в декабре минувшего года Владимир Путин заявил, что в 2023 году рост зарплат, за вычетом инфляции, в среднем составил 8%. Хотя производство товаров не увеличилось на эти 8%. Торговля воспользовалась моментом, решила, что с потребителей можно брать побольше, подняла цены. Вот на какие моменты властям необходимо обращать внимание. А поиск формул – это опасный путь. Если мы начнем указывать продавцу, по каким ценам он должен торговать, то невыгодный ему продукт он перестанет покупать у производителя. Тогда ему нужно будет «указать» и ассортимент, который в обязательном порядке должен быть на прилавке.
Такая же история повторится и с производителем. Он перестанет выпускать то, что не захочет принимать торговля, – ему тоже понадобится список обязательной продукции. Это дорога к пустым полкам.