Брюссель может ввести санкции в отношении танкеров «теневого флота», которые злостно не соблюдают правило потолка цен в $60 за баррель российской нефти Urals. По данным агентства Reuters, эту меру Европейская комиссия предлагает включить в свой 14-й санкционный пакет. Впрочем, российские эксперты считают, что эта начертанная вилами на воде задумка не получит практического продолжения – по нескольким весомым причинам.
Фото: Global Look Press
«Россия продолжает пытаться нарушать ценовой потолок на экспорт своей нефти», – заметил заместитель главы Еврокомиссии Валдис Домбровскис. Нечто подобное еврочиновники говорили и раньше. И даже действовали: в принятом в июне 2023 года 11-м пакете санкций ЕС фигурирует запрет на заход в европейские порты для танкеров, пытающихся обойти ценовой лимит.
Однако, как выяснилось, на реальной жизни эта канцелярская мера практически не сказалась: в 2023 году экспорт российской нефти составил 234,3 млн тонн, что лишь на 3,3% уступает показателю предыдущего года. Результат был достигнут на фоне двух грозных санкций от стран G7, заработавших 5 декабря 2022-го: ценовом потолке в $60 и эмбарго на морские поставки сырья из РФ. Не стоит забывать и о факторе объявленного Москвой добровольного сокращения производства нефти с марта 2023-го до конца 2024 года на полмиллиона баррелей в сутки.
Декларируемая коллективным Западом борьба с «теневым флотом» не становится системной и пока ведется в основном усилиями американцев. По данным Bloomberg, с октября по декабрь 2023 года казначейство США ввело санкции в отношении восьми отдельных танкеров, до конца года в список были добавлены еще 24, а в январе 2024-го – еще 18, принадлежащих компании Hennesea Holdings (базируется в ОАЭ). Как писало в феврале агентство, «суда простаивают в портах или открытых водах и не могут принимать новые грузы».
«Далеко не факт, что Евросоюзу удастся подвести под санкции весь «теневой флот», перевозящий российскую нефть, – говорит эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. – Во-первых, это настоящая армада из примерно 500 танкеров, которые ходят под флангами самых разных государств. Еще столько же судов из «сумеречной флотилии» работают с иранской и венесуэльской нефтью. С декабря 2022-го по сегодняшний день в американские «черные списки» попали лишь около 50 танкеров. У Европы гораздо меньше не только рычагов воздействия на фигурантов санкций, но и понимания, что конкретно надо делать. Боятся ее явно меньше, чем США».
Но главное в другом, отмечает собеседник «BitNewstoday.ru»: Вашингтон абсолютно не заинтересован в сокращении объемов российского экспорта нефти. Именно поэтому и был придуман потолок цены: его стратегическое назначение – создать для Москвы дополнительные препятствия, ведущие к росту издержек и снижению доходов от продажи сырья для политического руководства страны. Но нельзя ни в коем случае допустить, чтобы Россия (под воздействием масштабных санкций в отношении «теневого флота») сократила объемы экспорта, перестала пополнять нефтью мировые рынки. Такой сценарий чреват резким ростом цен на энергоносители, он ударит и по Америке, и по Европе.
«Мы же видим, какие титанические усилия предпринимают США, чтобы устранить малейшие потенциальные причины подорожания нефти на глобальном рынке, – рассуждает Юшков. – В частности, они сделали максимум возможного для деэскалации ирано-израильского конфликта. И сейчас они вполне могут «намекнуть» европейцам, чтобы те оставили «теневой флот» в покое, не перешли эту очень опасную грань. Соответственно, никакого ущерба Россия не понесет. Впрочем, Москве самой следовало бы позаботиться о развитии собственного судостроения, системы страхования перевозок, всей инфраструктуры такого рода. Стратегически это обезопасит нас от рисков, подобных нынешним».
Конечно, новые санкции в отношении конкретных компаний и судов могут повлиять на дисконт нефти Urals, но этим все и кончится, говорит финансовый аналитик и частный инвестор Федор Сидоров. По его словам, основная сложность в борьбе с «теневым флотом» заключается в том, что на Западе не способны наверняка установить интересанта каждой отдельной перевозки. Замешательство проявляется в разных формах: то авторы санкций добиваются возвращения перевозок российского сырья в лоно европейских транспортных компаний, то указывают на экологические риски от использования устаревших судов, то еще что-то.
«При этом совершенно очевидно, что те же «устаревшие суда» транспортируют не только нелегально российскую нефть, но и легально – множество других грузов для других стран, – резюмирует Сидоров. – У стран G7 нет реального механизма воздействия на судовладельцев, и поэтому они прибегают к устрашающей риторике».