Одной из ключевых тем в этом году на Петербургском экономическом форуме, стала «зеленая энергетика». Риски глобального энергетического перехода оценил в своем докладе глава «Роснефти» Игорь Сечин. Его выступление прокомментировали на страницах «Независимой газеты» и «Ведомостей» политолог Леонид Крутаков и доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.
Фото: ru.wikipedia.org
По мнению Крутакова, форум позволил выявить проблематику в вопросах зеленой энергетики.
«Общий объем планируемых затрат на достижение целей Парижского соглашения к 2050 году составляет более 270 трлн. долларов (почти 3 мировых ВВП). При сложившейся инвестиционной эффективности предсказать результат несложно. Германия, Франция и Бельгия готовы пересматривать свой подход к выполнению целей Зеленого Пакта Европы. А Всемирный Банк уже сдвинул сроки на 10 лет вперед», – привел эксперт данные из доклада.
Валерий Андрианов отметил, что доклад на ПМЭФ-2024 проиллюстрировал, как отделять фантомы от действительности на примере топливно-энергетического комплекса.
«Несмотря на то, что за последние два десятилетия по всему миру в энергопереход было инвестировано около $10 трлн, альтернативные источники так и не смогли заменить традиционное топливо. Так, сегодня ветровая и солнечная энергетика обеспечивают менее 5% мировой выработки энергии, а доля электромобилей составляет около 3%», – согласился со спикером Адрианов.
Леонид Крутаков сообщил, что целью нового энергетического тренда в мире является укрепление однополярного мира, который держится на контроле финансов, технологий и логистики.
«На мой взгляд, говорить надо об очередной (после провала идеи «глобального терроризма») попытке Запада создать единый политический язык, общую повестку обсуждения в условиях распада глобального проекта. О неомальтузианстве под эгидой устойчивого развития. Глава «Роснефти», собственно, об этом и говорит, как всегда, с цифрами в руках», – продолжил эксперт.
Эксперт напомнил, что С 1990 по 2015 год «зеленая идеологема» обеспечила утечку ресурсов роста из развивающихся стран в развитые на сумму в 240 трлн. долларов.
В рамках выступления глава нефтяной компании выделил два ключевых тренда в мировой энергетике: это выросший объем слияний среди энергетических мейджоров и покупок новых энергетических активов и наращивание свободных мощностей по добыче нефти четырьмя странами Ближнего Востока.
«Дальше он говорит, что бюджеты большинства стран-участниц ОПЕК+ в состоянии выдержать возможное снижение цены на нефть, и очень осторожно замечает, что для России такое снижение может означать снятие ограничений по потолку цен, а доходная часть утвержденного бюджета сформирована исходя из 60 долларов за баррель. Поставленная проблема требует изменения системных параметров промышленной политики страны с инерционного сценария на мобилизационный (не путать с военным) и полного пересмотра кредитно-денежных подходов Центробанком и бюджетных подходов Минфина», – продолжил политолог Леонид Крутаков.
Эксперты пришли к выводу, что глава нефтяной компании предлагает проводить изменения в энергетическом комплексе на основе здравого, научного и справедливого подхода.
По его мнению, для достижения энергобезопасности важно обеспечить доступность и надежность энергии.
«Энергопереход должен быть сбалансирован и направлен на удовлетворение интересов большинства, которое обеспечит рост энергопотребления в ближайшие годы, то есть развивающихся стран. Ведь именно развитые страны, представляющие сегодня меньшинство населения планеты, внесли наибольший вклад в климатический кризис», – резюмировал в своем докладе на ПМЭФ Игорь Сечин.