С 1 июля, согласно приказу Минфина, вырастут минимальные розничные цены на крепкий алкоголь. В частности, поллитровая бутылка водка подорожает с 281 до 299 рублей. При этом в первом квартале текущего года в России увеличились розничные продажи крепких спиртных напитков, в частности, коньяка – на 9,6%, виски и джина – на 18,8%, следует из данных Росалкогольтабакконтроля. Объемы потребления не идут на спад, хотя, казалось бы, этому должно способствовать подорожание спиртного на прилавках.
Фото: Алексей Меринов
Минимальные цены на алкоголь устанавливаются Минфином регулярно с 2009 года – в целях борьбы с теневым производством. Нынешнюю меру ведомство Силуанова обосновывает ростом инфляции, повышением акцизов на алкоголь с содержанием спирта выше девяти градусов, а также увеличением издержек производителей. Ставки акцизов выросли с 613 рублей (в 2023 году) до 643 рублей (в 2024-м) за литр безводного этилового спирта.
Минимальная цена коньяка вырастет с 517 до 556 рублей, бренди – с 375 до 403 рублей за поллитра. С 1 июля повысятся также минимальные отпускные и оптовые цены у производителей: на водку – с 229 до 246 рублей и с 238 до 256 соответственно, на бренди – с 289 до 311 и с 304 до 327 рублей, на коньяк – с 397 до 427 и с 419 до 450 рублей. Есть также данные аудиторско-консалтинговой сети FinExpertoza, согласно которым в 2023 году розничные продажи крепкого (выше 25 градусов) алкоголя выросли на 3,6%, до 7,2 литра на душу населения. Это рекорд за последние семь лет. Свыше двух третей в продажах занимает водка. Из всех этих данных вытекает парадоксальный вывод: как ни поднимают власти цену на крепкое спиртное, его продажи продолжают расти. И никакие санкции, никакая инфляция не в силах развернуть этот тренд.
— Правительство изначально планировало поднять минимальные розничные цены еще 1 января 2024 года, поскольку ставки акцизов выросли примерно на 4%, — рассказывает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. – Но затем перенесено процесс на полгода вперед. Мера чисто техническая, индикативная, она отражает те изменения, что уже произошли в ставках акцизов, и на ситуацию на рынке никак не влияет: водки дешевле 299 рублей и так практически нет в магазинах.
— Что значит «индикативная»?
— Этот показатель предназначен для контролирующих органов: глядя на ценник, ревизоры должны определить, легальна продукция или нет. Минимальная цена на крепкий алкоголь определяется с учетом самых разных составляющих — стоимости этикетки, наценок, рентабельности и так далее. Основная масса добросовестных рыночных игроков заинтересована в повышении минимальной цены, поскольку это позволяет им конкурировать с крупными холдингами, производящими, прежде всего, зерно и спирт, а водку и коньяк — в качестве «довеска» к основной продукции. Минимальная цена – это ключевой фактор конкуренции за покупателей: одни напитки благодаря ей быстрее продаются, другие же она держит на полке бесконечно долго.
— А для потребителей минимальная цена какое имеет значение?
— Абсолютное большинство потребителей, к сожалению, отличается крайней неразборчивостью. Скажем, при выборе коньяка люди берут любые бутылки со звездочками и соответствующей надписью, ориентируясь исключительно на цену: чем дешевле, тем лучше. Для них это чуть более дорогая альтернатива слегка поднадоевшей водке. Истинные знатоки, умеющие распознавать купажи, никогда не купят коньяк или бренди в этой ценовой нише. Кстати, в категории коньяков и бренди достаточно много фальсификата: зачастую при его производстве используется спирт не коньячный, а ректифицированный (этиловый), получаемый из зерна. За счет этого и цена невысокая.
— В первом квартале 2024 года потребление коньяка в стране выросло на 9,6%, до 3,5 млн декалитров, товаров из категории «другие спиртные напитки» (куда входят виски и джин) – на 18,8%, до 3,3 млн декалитров, водки – всего на 1,6%, до 18,4 млн декалитров. С чем это связано?
— Во-первых, россиянам интересно попробовать альтернативные напитки, во-вторых, импорт постепенно сдувается: иноземных виски и джина почти не купишь. По параллельному импорту к нам тоже не всё везут. Сегодня все большей популярностью пользуются коктейли, которые народ научился делать самостоятельно, используя в качестве ингредиентов в основном джин, ром и сельтерскую воду. Пиво многим россиянам надоело, тем более что дешевого становится все меньше. Продажи виски за последние три года удвоились, а джина и вовсе выросли в пять раз. Текущая экономическая ситуация подталкивает людей к переходу на более бюджетный, более доступный тип потребления. Кстати, это общемировая тенденция последних нескольких лет: с одной стороны, надо сэкономить, с другой – получить опьянение определенной степени.
— Какие основные тенденции сейчас преобладают на отечественном рынке алкоголя?
— Отчасти мы научились импортозамещать то, что ранее завозилось по импорту – прежде всего виски, джин и ром. Правда, готовый купаж по-прежнему поступает в Россию из-за границы и здесь разливается по бутылкам. Та же перспектива ожидает мексиканскую текилу, итальянскую граппу и прочую экзотику. Быстро набирает популярность в России соджа, традиционный корейский алкогольный напиток, самый продаваемый в мире. У себя на родине он изготавливается из сладкого картофеля или зерна. Что касается джина (само название обладает гипнотическим эффектом), в его производстве нет ничего сложного: по сути, это водка, настоянная на можжевеловых ягодах. Дешево и сердито.