Ключевая ставка Банка России не менялась с декабря прошлого года. Регулятор сохранял её на уровне 16% четыре раза подряд, но уже в конце июля совет директоров ЦБ, скорее всего, прервет эту традицию. Рынок уверен в том, что ставка будет повышена, эксперты обсуждают только, как сильно. В начале июля глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила, что «проинфляционные риски не просто выросли, они реализовались». Как повлияет на жизнь россиян решение регулятора, «BitNewstoday.ru» рассказал начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Фото: ru.freepik.com
— Почему все уверены, что Центробанк поднимет ключевую ставку на заседании 26 июля, и до какого значения?
— По данным Росстата, годовая инфляция на 1 июля ускорилась до 9,22% с 8,61% неделей ранее. Зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин в недавнем телеинтервью заявил, что пик годовой инфляции регулятор наблюдает в июле, в том числе «из-за значительного повышения тарифов на ЖКХ, которое является разовым, но вносит большой вклад в годовой показатель инфляции, потому что в прошлом июле повышения тарифов ЖКХ не происходило». Ускорение инфляции увеличивает вероятность повышения ключевой ставки на заседании Совета директоров ЦБ РФ 26 июля, причем наиболее вероятно увеличение показателя сразу до 18%.
— Разве установленная сейчас ключевая ставка на уровне 16% годовых недостаточно высокая для «подавления» спроса и последующего замедления роста цен? Ведь она почти в два раза выше официальной инфляции…
— Мы видим, что относительно высокая ключевая ставка в 16%, действующая с 18 декабря прошлого года, так и не сумела остановить инфляцию. Особенно «порадовал» годовой рост цен на свеклу: 71% в мае! Так что регулятору, видимо, придется ужесточить «лечение» экономики.
— Почему жесткая денежно-кредитная политика ЦБ, как оказалось, не способна подавить рост инфляции?
— Потому что этой разумной и осторожной политике противостоит мягкая фискальная политика Минфина, чему свидетельство — перманентный дефицит федерального бюджета. За первое полугодие 2024 года он составил 0,9 трлн рублей, за 2023 год – 3,2 трлн рублей, за 2022 год — 3,3 трлн рублей… Причина инфляции — «жизнь не посредствам».
— Так почему регулятор думает, что если ставка в 16% не сработала, то замедлить инфляцию получится со ставкой в 18%? Разница — всего лишь два процентных пункта!
— Скорее всего, не сработает, лечение должно быть более радикальным. Но если регулятор сильнее нажмет на тормоз, то «вагоны могут слететь с рельсов»: начнется долговой кризис.
— Россияне могут извлечь пользу для своего кошелька из намерений регулятора повысить ставку?
— Конечно. В первые месяцы этого года рынок ожидал, что через полгода ключевая ставка начнет снижаться. Поэтому банки и устанавливали максимальные ставки по вкладам со сроком полгода. Однако в мае-июне ожидания рынка начали меняться, пришло понимание того, что высокие ставки — всерьез и надолго. Особенно эти настроения укрепились после санкций 12 июня, в результате которых в список SDN попала Московская биржа и ее дочерние структуры — НКЦ (Национальный клиринговый центр) и НРД (Национальный расчетный депозитарий). Из-за этих санкций прекратилась биржевая торговля долларами и евро. Соответственно, летом многие банки начали устанавливать максимальные ставки по вкладам сроком не на полгода, а на год.
Вторая основная тенденция рынка вкладов — рост ставок. В настоящее время уже можно найти ставки на уровне 20%, что более чем в два раза выше инфляции.
— Ряд критиков жесткой политики ЦБ РФ считает, что именно высокая ключевая ставка является причиной роста инфляции, ведь расходы на обслуживание кредитов закладываются в цены товаров. Бизнес в России сильно закредитован, а ставки по рыночным кредитам из-за политики регулятора уже давно находятся около 20%.
— Действительно, многие упрекают Центробанк в том, что высокими ставками регулятор «душит» экономику. Но утверждение, что якобы именно высокая ключевая ставка — причина высокой инфляции — это ошибочный вывод. Он опирается на то, что рост ставок способствует росту процентных расходов производителей, что, в свою очередь, транслируется в рост цен. Однако этот эффект существенно запаздывает по сравнению с эффектом снижения спроса из-за перетока ликвидности во вклады.
Не устаю повторять: если бы ЦБ не повышал ключевую ставку, то было бы как в Турции. А там годовая инфляция в июне — 71,6%, в мае была 75,6%, притом что ключевая ставка — 50%. Так что по сравнению с Турцией у нас «тишь да гладь, да божья благодать».
— Так что же делать гражданам в условиях высокой инфляции и жесткой политики ЦБ РФ?
— Ловить момент и зарабатывать. В условиях ожидаемого роста процентных ставок интересны вклады с плавающими процентными ставками, привязанными к ключевой ставке. Для «продвинутых» народных инвесторов интересны флоатеры – облигации, купоны которых привязаны к ставке RUONIA (от англ. Ruble OverNight Index Average —это процентная ставка, по которой банки кредитуют друг друга сроком «овернайт», фактически на один день. — Прим. ред.) или к ключевой ставке. Ставка RUONIA близка к ключевой ставке. Например, 11 июля она составляла 16,46%. Ключевая ставка, напомню, 16%. Приобрести эти облигации народным инвесторам проще всего в крупных банках.
— Как ещё отразится на жизни россиян высокая ключевая ставка?
— Вкладчикам будет веселее, а заемщикам – грустнее из-за высоких ставок по кредитам. Тем более что с 1 июля прекратила действовать программа льготной ипотеки. Соответственно, вместо «халявных» 8% годовых придется платить 19-20% по рыночной ипотеке, поэтому интерес к жилью у россиян стал затухать.